И вот прочитана последняя страница «Радианта». Охотник возвращается домой с холмов...
И — понимание. И непонимание. Пожалуй, это первая книга сварогианы, которой я не готов сразу воспеть восторженную оду. Неа, были там две с половиной книги про Димирею с Атаром и трилогия про Корону, но там были свои плюсы. И их было немало. И да, самыми лучшими книгами цикла я считал и считаю всёж первые три романа, да ещё ту же «Чёртову мельницу» впридачу (за исключением спорного финала). Но вот этот «Радиант»...
Сложно с ним всё. Во-первых, это во многом прямое продолжение предыдущего романа — «Над самой клеткой льва». Во-вторых же... Слишком сильна оказалась для меня перекличка что с «Алым, как снег», что с «Вертикальной водой». Я не упрекну автора за лёгкое его самоцитирование, местами чуть ли не дословное (пару-тройку раз при описании тяжести на душе лорда Сварога). Просто всё перегорело в тех двух книгах. Особенно в той, что про алый снег и алую кровь.
И редкий случай — но мне понравилась обложка книги, пусть Сварог там всё тот же не Сварог (для меня, любящего обложки классических изданий 1996 года).
И да, зелёные тона и общий дух осени на сей раз — это 100% попадание художника в цель.
Но если я изначально ждал чего-то в духе тех же «людей осени» Рэя Брэдбери («Надвигается беда»), то в реальности получил нечто, близкое скорее уж к ранним рассказам Сергея Лукьяненко. И я не могу сказать что мне это шибко понравилось. Не хочу раскрывать интригу сюжета, но до чего же безумно жаль...
Теперь дальше. Детективно-спецслужбисткие моменты прописаны в книге хорошо. Сварог и другие персонажи вполне соответствуют. Есть неплохие моменты. И да, доступных красоток Сварог всё также любит.
Даже чувство юмора у Сварога таки не умерло ещё — и это всёж просто прекрасно. Но у Генриха Манна, в той же главе про «рыцаря пулярки» было всёж гораздо лучше.
Что ещё. Эпилог... Эпилог завален. Автор почему-то на ровном месте решил навалить гору. А выродил по факту небольшую мышь. Пусть и чёрную. Замах был на мильон, а по сути выход был лишь на алтын. И это — после гораздо более жестких и правильных эпилогов в тех же «Вертикальной воде» с «Алым«! Не говоря уж про финал «Рыцаря из ниоткуда«! К сожалению, на этот раз автор сильно промахнулся. Страдания Сварога тут смотрятся совершенно надуманно (на ровном месте) и чужеродно. И да — вспомните схожую встречу в тех же блистательных «Летающих островах«!
В общем, книга как обложка. Пустынный пыльный склеп, важный и дорогой только для своих. Для тех, кто годами жил этими книгами Бушкова, кто ждал их и любил, кто искал их на уличных лотках и на сайтах интернет-магазинов.
Король Сварог жив и многое у него ещё впереди. Только почему же мне сейчас так пронзительно грустно и так хочется промолвить вслед светлому королю старые слова — «Слава павшему величию!»?.. Ведь он же победил, он всегда побеждает, на то он и действующий король и бывший советский десантник...
Резюме:
Хорошая книга — но только для подлинных фанатов серии. Хорошая — но совершенно проходная. Холодная. Как поднятый осенней порой с чёрной земли кусок малахита...
// Рецензия на Лабиринте тоже по делу. Воды многовато всёж... Но за одно лишь отсутствие доставшего до самого этого места Глоссария - Огромадное Спасибо!