«Русский народ внес в нынешнюю жизнь свои исторические черты. Раньше искореняли староверов – теперь искореняют оппозицию. Раньше тупо молились – теперь так же тупо повторяют заученные слова из газет. Русский народ – это полукровка, в нем – и татарская кровь, и мордовская… Кацапы, одним словом. Украинцы – и добрее, и умнее, и интереснее»
Александр Довженко, заслуженный деятель искусств Украинской ССР, 1940 г.
Продолжим про Довженко. Из агентурных сообщений НКВД:
8 января 1941 г.: "ДОВЖЕНКО изгоняет со студии (под маркой создания национальных кадров) всех неугодных ему работников. Уже изгнал ПЕНЦЛИНА, АННЕНСКОГО. Подкапывается под САДКОВИЧА, САВЧЕНКО, ЛУКОВА и др. ...Расправляясь со своими противниками под лозунгом украинизации студии, ДОВЖЕНКО, вместе с тем, не останавливается перед тем, чтобы отталкивать от студии всех нежелательных ему украинцев."
И еще из агентурных сообщений НКВД о Довженко и советской украинизации:
13 февраля 1941 г.: "На днях, во время моего последнего приезда в Киев, ДОВЖЕНКО рассказал (в присутствии А.Г.КАНТОРОВИЧА — работника Всесоюзного кинокомитета) о своем последнем разговоре с т. Н.С.ХРУЩЕВЫМ:
«…Мне Никита Сергеевич сказал, что все мои установки полностью верны. Студия должна ставить только украинские темы и работать должны украинские режиссеры. Я сказал Никите Сергеевичу, что меня обвинили в антисемитизме за то, что я не дал постановки нескольким режиссерам-евреям. Никита Сергеевич сказал мне: „Не слушайте никого, гоните их в шею, а если надо — ссылайтесь на меня“. Никита Сергеевич еще сказал, если сможете, завтра, когда я буду на студии, задайте мне вопрос на эту тему и я дам разъяснение всем режиссерам».
Надо сказать, что ДОВЖЕНКО, видимо, искажает установки, получаемые в ЦК партии. Доказательством может служить следующее: И.А.САВЧЕНКО (режиссер кинофильма «Богдан Хмельницкий») и А.Г.КАНТОРОВИЧ рассказали мне о том, что говорил тов. Н.С.ХРУЩЕВ на киностудии после просмотра фильма «Богдан Хмельницкий», а именно:
«Киевская киностудия, — сказал т. ХРУЩЕВ, — может ставить фильмы не только из жизни Украины, но и из жизни других народов СССР, но обязательно на украинском языке и с украинскими актерами. Так мы будем растить свои кадры. Вообще нам все равно, пусть и турок приезжает к нам на Украину работать, но обязательно, чтобы изучал и знал украинский народ и его потребности».
Это, приблизительно, одинаково сказали каждый порознь (САВЧЕНКО и КАНТОРОВИЧ)".
Агентурное сообщение НКВД о Довженко, 25 июня 1941 г. (война началась):
В присутствии МАРКУСА [И.] (кор[респонден]т [газеты] «Кино»), ЛУКОВА Л. (режиссер), КОВАЛЕНКО М. (зам[еститель] директора студии), ДМИТЕРКО Л. (писатель) и источника разыгрался следующий возмутительный инцидент. Режиссер САВЧЕНКО поставил перед ДОВЖЕНКО вопрос о том, чтобы оборонные короткометражки выпускать сперва на русском языке, так как в Красной армии нет специальной украинской армии, и вся агитация ведется по-русски. САВЧЕНКО сказал, что ДОВЖЕНКО должен поставить этот вопрос перед ЦК КП(б)У, перед И.Г.ЛЫСЕНКО. М.КОВАЛЕНКО поддержал САВЧЕНКО, кое-кто еще поддержал. Но ДОВЖЕНКО с яростью и злостью начал кричать, что ему лично секретарь ЦК КП(б)У т. Н.С.ХРУЩЕВ запретил делать фильмы по-русски, и он не будет менять установки. САВЧЕНКО пытался объяснить, что речь идет о военном времени и о фильмах для Красной армии. Но ДОВЖЕНКО категорически возразил: «Я не буду по первому же поводу менять установку».
Александр Довженко о России:
"Паршивенький Урюпинск. Сижу в городском саду, загаженным русским духом, кругом пустота и мерзость провинции" (дневниковая запись от 8 июля 1942 г.)
"Балашов. Убогий русский грязный городок...
- Люди здесь злые и жестокие, - говорит мне наша киевлянка, которую судьба загнала сюда во время эвакуации" (дневниковая запись от 12 июля 1942 г.)
"В Саратове неприятные люди. Грубые и некрасивые. Много лиц бандитско-хулиганских. Город безвкусен, как и все русские города" (дневниковая запись между 14 и 20 июля 1942 г.)
"Мы проехали от Саратова до Тамбова... По тротуару проходят тупые и нерасивые люди. Ни одного красивого лица. Ни одного приветливого выражения, ни стройной четкой фигуры. Ободранные старые и молодые люди ходят без каких-либо знаков человеческого достоинства в позах. Они похожи на муляжи или на расхлябанные чудовища. Вид такой, будто из них вынут мозг... Страна Хлестаковых, Маниловых, Смердяковых и Держиморд" (дневниковая запись от 7 августа 1942 г.)
...В записи от 8 августа 1942 г., впрочем, появляются "прекрасные русские люди" - глава облвоенкомата Тамбова и секретарь обкома Рязани. Они помогли Довженке бензином.
Александр Довженко о представителях других национальностей, дневниковые записи:
"мерзкие крымские татары"
"карачаевцы, темные и глупые людишки"
"паразитарные горные народцы [Кавказа]"
"евреи... черт бы их, падлюк, побрал"
"чеченцы, ингуши, абхазы, азербайджанцы, грузины, казахи, узбеки и туркмены - все это дерьмо. Живут как скоты, этнографический хлам"
Довженко о параде Победы, 10 мая 1946 г.:
"Глаза горят, музыка играет. Реют кровью флаги Победы. Гремит Красная площадь под бременем ржавой сверхчеловечески безумной славы. Скрежещут танки, провозглашают радиопоэты панегирики маршалам, коням, железу и нагрудным знакам великих событий. Салюты. Гордые планы. Международное влияние. Праздник Победы".
еще одна замечательная дневниковая запись про интернационализм:
"Как тяжело думать, что под моим украинским красивым дубом выросла, окрепла толстая еврейская свинья Луков и оскаленный русский шакал Савченко, и больше ничего. Такая тошнотворная судьба Киевской Шулявской киностудии" (дневниковая запись между 14 и 17 апреля 1942 г.)
И в записи от 14 апреля 1942 г.: "Под моим украинским дубом едят желуди еврейские свиньи и шакалы".
Апрель 1942 г., Довженко размышляет откуда среди украинцев столько предателей и дезертиров. И приходит к выводу: это потому, что в УССР мало учили украинской истории и языку: "В университете размовляли только первокурсники и поэты. Остальные все по-русски, на радость Гитлеру".
Наслаждаюсь людьми, пытающимися успокоить себя мыслями о том, что все цитаты из дневниковых записей Довженко я выдумал, и что Довженко, как и рассказывали в советское время, - великий советский интернационалист, а не националистическое говно. (
https://t.me/historiographe/6425)
Просвещайтесь, дорогие мои, именно для вас архивисты РГАЛИ трудились над изданием записей Довженко.
Довженко Александр. Дневниковые записи. 1939–1956 / Российский государственный архив литературы и искусства, Центральный государственный архив-музей литературы и искусства Украины; сост.: В.В. Забродин, Е.Я. Марголит; подгот. текста: В.В. Забродин, А.Л. Евстигнеева (рус. яз.); С.В. Тримбач, Е.Е Чугунова (укр. яз.); пер. с укр. Е.Е. Чугунова; науч. коммент.: В.В. Забродин, Е.Я. Марголит; вступит. ст.: Т.М. Горяева, А.Л. Евстигнеева, Е.Я. Марголит, С.В. Тримбач. Харьков: Изд-во «Фолио», 2013. – 878 с.