Начало как всегда - многообещающее. Интрига завязывается, как говорил один небезызвестный персонаж. В лучших традициях раннего Лукьяненко, возникает НЕЧТО в спокойной и неторопливой жизни главного героя. Его посылают… опять на оперативную работу. Прям как в Ночном дозоре. Опять вампирша, опять нелицензированный отъем крови у населения, да еще и, гадюка такой, зашифровывает свои послания виде поднадкусанных людишек. Главный герой браво решает мозговыносительную и головоломку и… Стопорится. Далее должен последовать ответный ход, и автор тут же его делает. Организовывает нападение на дочь. Абсолютную волшебницу. 15 лет отроду. Находящуюся под патронажем Дневного, Ночного дозоров да еще и Инквизиции. И почти все получается. Если бы могутный аналитик Городецкий не углядел несуразности в расстановке сил наблюдающих – все бы пропало. Трогательная попытка вытащить вмерзшую в мироздание Абсолютную волшебницу за аппетитную попку в реальный мир, или на худой конец в сумрак, пресекаются рассерженными родителями на корню. Попутно оба великих нехило так получают по мордасам и все бы на этом и закончилось но! Появляется давешняя кровососочка, и, походя оторвав супостатам забубенные головушки, ну или попытавшись проделать оное, переводит партию в логический пат. Все в панике, Великие курят бамбук из трубки Мерлина сидя на полу офиса Дозора (ну или не бамбук, а что там Мерлин курил) а Городецкий хватает родных и утаскивает в нору. Из офиса Дозора. Под носом обоих великих, один из которых умеет прятаться МЕЖДУ слоями сумрака. Но! Таков он, наш герой. В воде не горит и в огне не тонет. А вот дальше… дальше темп теряется. Нет, с точки зрения логики все в порядке. Лучший аналитик Иных, засучив рукава, берется за дело. Вот только… Роялей, что стадами расставлены в кустах столько, что даже неприлично становится. Сразу чувствуется – автор плотно сидит на квестах. Ну или что там сейчас вместо них. Пока не найдешь ключ от туалета, в библиотеку не войдешь. Надо организовать Бабушку бабушек? Да не вопрос. Вызываем Тигра, он берт за шкирман и тащит в саркофаг. При том, что во всех книгах сам автор многократно повторяет, что этот самый Саркофаг, штука ну совершенно непроходимая. И ежели туда попасть то все. Гоплык. Или шашлык. В общем полный и окончательный абзац. Но. Если нельзя, но очень хочется, то… можно. А противостояние двух сумеречных тварей – эта ваще что-то с чем-то. Сумрак он такой… Ему ж впадлу решать все и одним девайсом. Ему надо создать кучу их. И так, что б обязательно друг с другом сражались. До синих зайцев и полного опупления одной из сторон. Противостояние Тигра с Двуединым напоминает клинч правой руки с левой. С печальными последствиями для попы. В виде всего человечества вообще и Иных в частности. Концовка вообще эпична. То, что Савушкин воскреснет рано или поздно, не вызывало у меня никаких сомнений. Сей достойный представитель семейства кровососов просто не может не воскреснуть. Ибо он такой. Не удивлюсь, ежели в дальнейшем он станет полноценным аватром сумрака в нашем мире. Совмещающим в себе всех двуединих тигрокрысов и прочих милых зверушек сумрака. Индийский сериал с выяснением кто чей отец, мать и дед вызвал даже не улыбку. Гомерический хохот. О сын мой, на смертном одре хочу сказать тебе, что ты не сын мой, а дочь моя. Аллес. Занавес. Все танцуют и поют. Гордецкий внук Завулона – что может быть печальнее на свете? Только беременность Гесера и смена пола Ариной. И как апофеоз – Городецкий, обвиненный во всех смертный грехах, надев на себя хламиду праведника идет на заклание. Я все ждал, кого хоронить будут. Ибо по словам автора «сцена на кладбище получилась достаточно грустная». Дождался. Ага. Похороны барсика темной декабрьской ночью. То есть днем. Хоронят голема мутанта. А Городецкий живехонький. Тока без магических способностей. Стал человеком. НО! Савушкин жив, Фуаран сто из ста припрятана где-то в складках его побитого молью и мхом плаща и… Впереди Дозоры под номером семь восемь и далее по списку.
Вывод. Обычная замануха. Вокруг романа нагнетался ажиотаж, создавалась интрига, дабы поднять продажи. Реальность же… Это не последнее произведение цикла. Никакие узелки, клубочки, ниточки не распутаны. В роман введены по новой все, покинувшие его, персонажи. Добавлены новые. И самое главное – нет ощущения законченности. Автор не готов проститься с главными героями. То, что Городецкий стал человеком, ни о чем не говорит. Стал человеком, станет иным, тем более что технология превращения одного в другое апробирована еще не сыне Гесера. Как ни печально, но Дозоры превращаются в занудную серию, не блистающую новыми авторскими ходами и находками. А жаль. Я было решил что Лукьяненко все таки решит достойно завершить сериал. Не срослось. Чтение на один раз. Увы.
