станавливающее обстоятельства жизни предков Чингиз-хана и возникновение их державы, иначе говоря, откуда и когда она произошла
Следует знать, что все тюркские племена [аквам] и монгольские разряды [аснаф], [сведения] о которых были обстоятельно изложены [в предшествующей части], никогда не имели единого могущественного и сильного государя, который был бы правителем над всеми племенами, а у каждого племени был [свой] государь и эмир. Большую часть времени они воевали и сражались друг с другом, противостоя друг другу, ссорились и грабили друг друга, подобно арабам, живущим в этом владении [т.е. в Иране]. У каждого племени в отдельности имеется один определенный эмир, не подчиняющийся никому из других. Так как население Хитая 1 обитало бок-о-бок с этим [тюркско-монгольским] народом, с его областями и [вообще] с местами его кочевок 2, то некоторые из племен, кочевавших в пределах Хитая, [8] постоянно убивали множество [людей], принадлежавших к некоторым из этих племен, а те [в свою очередь] грабили и разоряли хитайскую область. [Поэтому] государи Хитая по причине того, что постоянно опасались этих монгольских кочевников, проявили большую предусмотрительность и умение сдерживать их, построив между государством Хитая и теми племенами стену, наподобие стены Александра, которую монголы называют Уткух 3, а по-тюркски Букуркэ. Один ее конец примыкает к реке Кара-мурэн 4, которая есть крайне большая река и переправа через которую невозможна; другой [ее] конец прилегает к морю у границы области Джурджэ 5. Государи Хитая считали племя онгут своим войском и своими искренно преданными [им] рабами 6, [поэтому] они поручили им ворота стены Уткух, и это племя постоянно их охраняло. В эпоху Чингиз-хана [некто], по имени Алакуш-тегин, 7 бывший |А 45б, S 89| предводителем [онгутов], стакнулся с Чингиз-ханом и сдал ему укрепленный проход [дарбанд] в стене, как это было частично изложено в разделе о [племени] онгут, в дальнейшем же [все это] подробно будет изложено в своем месте. Об этих же [вышеупомянутых] племенах, о каждом в отдельности существует много летописей и рассказов, но они не дошли до этой страны и обстоятельства жизни их вождей в подробностях достоверно не известны. Каждое племя знает из повествований о себе лишь кое-что, потому что у них не было такой летописи, из которой они могли бы почерпнуть надежные сведения о прошлых веках и минувших эпохах и должным образом достичь до истинной сути того [прошлого], как и до их позднейшего времени, когда всевышняя истина соизволила обнаружить державу и государство предков Чингиз-хана и выделить и отличить ветвь [древа] Добун-Баяна 8 и Алан-Гоа 9, к которым восходит род Чингиз-хана и его родичей, из всех монгольских [родовых] ветвей. [И] хотя нет определенной даты, [но] приблизительно и примерно около четырехсот лет будет [сему роду], потому что из содержания разделов их летописи, которая существовала в сокровищнице [ханской], и из сказаний умудренных опытом старцев известно следующее: они были [властителями] в первое время халифата рода Аббаса 10 и эпохи царствования Саманидов 11 вплоть до [нашего] времени. Племен, происшедших от этого [владетельного] рода за упомянутый промежуток времени, было столько, что перечислить их в отдельности невозможно и упоминание о них не [9] вмещается в недра записей. [Что же касается] изложения их родословной [насаб] и родовых ветвей [шу’аб], то хотя они подробно не известны, но то, что уразумелось и припоминалось, будет [полностью] изложено в удостоверение [нашего] притязания и стремления [открыть] в этом отношении истину.
Монголы. Тевтоны. Невский.
Ну и еще кое что:
Отвечу позже.Ну вот видите. А как можно развивать особо материальное производство, шляясь по степи? Каждый сезон кузницу в новом месте строить? Я уж не говорю о том, что там, где есть необходимые для материального производства ресурсы, оседать как бы даже и необходимо.
Ну и с чего вы это взяли? Общепринятое определение государства: государство - это система политической организации общества, характеризующаяся наличием следующих признаков: 1 - прослойка профессиональных управленцев, определенным образом структурированная в гос. аппарат(на ранних этапах любой этнической государственности - знать), 2 - наличие института гражданства(до наступления новейшего времени - подданства), 3 - собственная территория и наличие границ. 4 - наличие системы налогообложения, 5 - наличие собственной правовой системы, 6 - аппарат принуждения.А политические институты - что Вы понимаете под развитыми политическими институтами? Основной политический институт - это все ж таки наверное государство. А государства без оседлости не может быть. Правовые - я согласен, да, их кочевники могут развить до высокого уровня.
Ну и какой из этих 6 признаков непосредственно связан с оседлостью, а при кочевой экономике существовать не может?
""Мы увидели большой город, движущийся со своими жителями, в нем мечети и базары, дым от кухонь, расстилающийся по воздуху, потому что они варят еду и во время самой езды."Макс фон Зайц писал(а):Ну вот видите. А как можно развивать особо материальное производство, шляясь по степи? Каждый сезон кузницу в новом месте строить? Я уж не говорю о том, что там, где есть необходимые для материального производства ресурсы, оседать как бы даже и необходимо.
Ибн Батута о монголах.
Так, что кузницы они с собой возили cкорей всего.

К дьяволу, любовь!!!
Альваро, как ты представляешь себе движущиеся мечети?Вот въезжает на поляну
Прямо к морю-окияну;
Поперек его лежит
Чудо-юдо Рыба-кит.
Все бока его изрыты.
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дуброве, меж усов,
Ищут девушки грибов.