Добавлено: 09 май 2007, 10:22
Рейден, можно разнести раздел на два.
1. АИ и Крипто.
2. РИ.
1. АИ и Крипто.
2. РИ.
АРКТИЧЕСКИЕ КОНВОИ 1941-1944 ГГ.: В ШЛЮПКАХ СИДЕЛИ ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ ЖИВЫЕ И МЕРТВЕЦЫ
29 сентября - 1 октября 1941 года США, Великобритания и СССР заключили соглашение о поставках в Советский Союз по системе ленд-лиза вооружения, боеприпасов, продовольствия, за которые предстояло расплачиваться стратегическим сырьем, необходимым союзникам, золотом, валютой. Считается - официальная цифра давних времен, - что помощь, доставленная морскими конвоями, составила четыре процента от объема военной продукции СССР за военные годы. Однако гораздо важнее другое: что поставлялось, когда, в какой момент. Советская промышленность еще не переведена на военные рельсы. Враг быстро продвигается внутрь страны. Тяжело воюющей армии катастрофически не хватает всего - от танков до тушенки... Результат: каждый шестой истребитель на Восточном фронте, каждый пятый бомбардировщик - ленд-лизовские. Три четверти автоперевозок - на американских грузовиках.
Необходимое предисловие
Кроме северного маршрута, действовали еще два: тихоокеанский и иранский. Арктический - 2000 миль от Исландии до Архангельска и Мурманска - самый короткий, 10-14 суток. Но самый опасный, самый доступный для врага. Непрерывные боевые действия на пути конвоев стали главными морскими сражениями Второй мировой войны, мужество и братство моряков и летчиков стран-союзниц - легендой.
Конвои получили код PQ (обратные QP). PQ-1 вышел из Исландии 28 сентября 1941 года. Всего конвоев было 42 (722 английских, американских и советских транспорта), шли они с боевым прикрытием - линкор, крейсеры, эсминцы, подлодки, самолеты. Под их защитой были легкоуязвимые торговые суда, а скорость конвоя не могла быть больше самого тихоходного из них.
Моряки, товарищи по конвоям, продолжают встречаться по сей день. Их встречи называются по имени первого - "Дервиш", последний "Дервиш" состоялся в прошлом году. Впрочем, англичане, американцы прилетают в Мурманск и без праздничного повода, просто потому, что невозможно забыть пережитое здесь. На одном из сборов рулевой сторожевика отставной контр-адмирал Радий Зубков живописал приход конвоя в порт:
- Это было похоже на фантасмагорию. Из-за горизонта, в сумеречном свете полярного солнца, выплывали, покачиваясь на черных волнах, в окружении боевого ордера огромные транспортники. Над ними висели аэростаты заграждения. Выше барражировали штурмовики и торпедоносцы. Все это вползало в Кольский залив, и казалось, бухта лопнет от втекающих в нее судов и кораблей.
Несколько участников тех событий поделились воспоминаниями с нашим корреспондентом Эллой Максимовой. А бывший ленинградский корреспондент "Известий" Владимир Невельский рассказывает об одной давней конвойной истории, которой занималась газета.
Они засыпали, чтобы не проснуться
Владимир НЕВЕЛЬСКИЙ:
Летом 1985 года "Известия" получили письмо из Шотландии. Инженер-механик с потопленного транспорта "Индуна" Уильям Шорт писал, что в сентябре будет в Мурманске и с помощью "Известий" надеется найти хоть кого-нибудь из тех, кто вернул его к жизни.
...29 марта 42-го года немецкие эсминцы и подводные лодки начали охоту с раннего утра. В 85-м году я читал в архиве оперативные сводки за 2 апреля. Вот отрывок из сводки ОВР (охрана водного района. - В.Н.) за один час.
19.00 - МО-142 (морской охотник. - В.Н.) обнаружил шлюпку с людьми.
19.30 - Тральщик ТШ-36... подобрал 19 англичан.
19.35 - ТШ-36 атакован самолетом противника...
19.45 - МО-161 нашел шлюпку с людьми.
19.51 - Командир дивизиона на МО донес: людей снял.
20.17 - Командующий флотом приказал всех найденных пересадить на ТШ-36.
Среди них был Шорт. Он рассказал мне при встрече в Мурманске: "Нас торпедировала подлодка. Когда мы уже отплыли чуть в сторону, выпустила по судну вторую торпеду. Там еще оставалась часть экипажа. Все погибли. После взрыва я прыгнул в море. Думал, не продержусь и нескольких минут. В это время матросам удалось спустить бот. Мы сидели прямо в воде. Огромные волны швыряли бот, словно щепку, нас окатывала ледяная вода. Люди стали замерзать. Они засыпали, чтобы никогда не проснуться. Это было страшно. Потом страх притупился. Умерших мы переваливали в море через бортик. Темень, мороз, снег... Белый ад. Из 34 человек через трое суток в живых оставались 17. 3 апреля мы уже ни на что не надеялись. И вдруг - советский самолет..."
Я нашел командира тральщика Сергея Ивановича Антропова и комиссара Ивана Антоновича Богданенко.
Антропов: "Утром отправились на расчистку от мин. Вдруг появился "Харрикейн", летит навстречу, покачивает крыльями: свой! Облетел нас, снова вернулся. Летчик рукой показывает направление норд-ост. Пошли в ту сторону. Видим, впереди маячит вроде как рубка подлодки и перископ. Подходим, а это - шлюпка с мачтой. Кричу в мегафон: "Инглиш мэн?" - "Иес, иес". Бросаем конец. Никто из шлюпки даже руку не протягивает, чтобы ухватиться. В чем дело? Подошли вплотную, пришвартовали шлюпку к борту. Показываем знаками: "Поднимайтесь на борт!". Сидят. Трап спущен, а никто не идет... Вот оно что! Не могут пошевельнуться. Пришлось брать каждого на руки. Подхватил матрос очередного моряка, а это мертвец".
Богданенко: "В шлюпке оставался еще один труп, вмерзший в лед. Говорю командиру: "Слушай, нехорошо получается, давай поднимем на борт вместе со шлюпкой". Пока возились, налетел "Юнкерс".
Богданенко: "Жутко было смотреть на ребят. Куртки и свитера превратились в ледяной панцирь, перчатки в - куски льда, они же воду вычерпывали пригоршнями. Мы с фельдшером разрезали сапоги и ботинки ножом и снимали вместе с кожей, отводя глаза в сторону. Напоили спиртом, переодели во все свое. Кому не хватило, матросы сняли все теплое с себя".
Антропов: "Туман до того сгустился, что идем, как слепые, на ощупь. Ко мне помощник поднялся: "Нельзя ли побыстрей? Англичане оттаивать начали, очень мучаются". А как тут побыстрей?! Не успели отправить в госпиталь, такая началась бомбежка, как вспомню, мурашки по спине..."
В архиве Военно-медицинского архива среди 22 миллионов госпитальных историй болезни нашли мне Шорта. 14 апреля ему ампутировали обе ноги, а смогли эвакуировать на родину лишь через полгода. Он показал мне пожелтевшие листочки - копию письма русским медикам: "Дорогой доктор Кожиков, не уверен, запомнили ли Вы нас, но мы, пока живы, Вас не забудем. Мы - из тех обмороженных британских моряков, которых Вы оперировали. ...Мы покидали Вашу страну со слезами на глазах. Там остались друзья, чьей доброте и любви мы обязаны всем, вы для нас по-прежнему рядом. Гордимся, что получили раны, помогая замечательному народу. Надеемся, что сможем увидеться после войны".
Через 43 года Шорт сказал мне: "Я чувствую душевную, органическую связь с русскими. Это время не может так просто кануть в вечность".
"Старый большевик" вышел из огня
Николай ДИТЯТЕВ:
Мне было 19 лет, кочегарил, пароход назывался "Аркос". В Англию пошли с пиломатериалами, там поставили нам старенькую пушку 76 миллиметров. Загрузили оборудование для самолетов, продукты для армии. Вышли в составе PQ-16 из Исландии, 35 транспортов. Через сутки появился немецкий разведчик, с пятого дня - бомбежка без передышки. Вы уж простите, может, совру в названиях. Первая жертва - пароход "Аламар", следом американец - бомба распорола его по сварным швам. Траулеры подбирали команды под огнем.
Недалеко от нас шел "Старый большевик". Я на своем "Аркосе" подавал снаряды в башню и что случилось видел. Спикировал на них бомбардировщик, бомба попала на полубак, вспыхнул сильный пожар, а у них в трюмах - взрывчатка. Команда кинулась выбрасывать боезапас, чтобы не взорвался, не дал детонацию. Подошел помочь корвет "Розалис". Вообще, военные корабли действовали бесстрашно, спасали экипажи при очень сильной плотности огня. Второй корвет предложил команде покинуть судно, а после они бы корабль расстреляли. Когда вернулись мы, узнал, что капитан Афанасьев наотрез отказался: не для того, мол, мы такой груз тянули из Бостона! В общем, конвой двинулся дальше без них. А они с пожаром справились и догнали конвой, дизель у них был сильный. Английские моряки не верили своим глазам. По флажной связи, через нас, флагман конвоя передал, что восхищен мужеством команды.
Так решил Сталин
Михаил ГОЛОВКО, капитан 1 ранга в отставке:
Мой отец адмирал Арсений Головко всю войну командовал Северным флотом. Его книга, вышедшая в 1960 г., была варварски изуродована цензурой. Работа над восстановлением потребовала изучения других документов тех лет, и кое-что новое я в них обнаружил. Несколько цитируемых в газете отрывков из дневников требуют разъяснения.
Первые конвои разгружались в Архангельске. Но в ноябре 41-го Белое море стало замерзать - оно всегда замерзает на полгода, и для проводки судов нужны мощные ледоколы, которых не было. А единственный наш большой незамерзающий северный порт - мурманский - в плачевном состоянии. Не хватало ни рабочей силы, ни кранов. Часть причалов разрушена. Надежной системы противовоздушной обороны нет. Отец вспоминал: "Я еще в августе предполагал, что корабли зимой в Архангельск заходить не смогут, докладывал командованию, перечислял, что нужно заранее сделать". Ответа он не получил. Адмирал Головко не знал, что еще летом "мудрый" Сталин утвердил Архангельск единственным портом приема транспортов, и никто не посмел возразить. За "ошибку" пришлось платить героическими усилиями, человеческими жизнями, гибелью кораблей.
"13.12.41... С нервами стало совсем плохо. Не сплю уже вторую ночь".
"20.12.41... Завтра утром намереваюсь вылететь в Архангельск. Степанов (командующий Беломорской военной флотилией. - М.Г.) жалуется на обстановку, которая у него там сложилась. Все зажато льдами. Папанин (уполномоченный Государственного комитета обороны. - М.Г.) ледоколов не дает. Больше десятка военных кораблей и транспортов разбросано во льдах..."
"22-25.12.41... Если бы не английский флот, то немцы, ясно, двинули бы сюда все свои морские силы".
"17.01.42... Конвои, как и следовало ожидать, пошли на Мурманск. Первый - 9 транспортов до сих пор разгружается. Оборудование из Мурманска утащили. Подготовки никакой не было".
"7.07.42... 04.07 началась история. Первое сообщение от англичан о том, что 17-й конвой обнаружен немецкими самолетами. Затем сообщение: "Тирпиц" и "Хиппер" в Тронхейме не обнаружены".
"13.09.42... В 15 ч. 30 м. 37 торпедоносцев ударили по конвою (PQ-18 ) в 120 милях от Медвежьего на запад. Потоплены 10 судов. Это большое несчастье. Мы своей радиоразведкой вылета торпедоносцев не обнаружили... Если мы не сможем нанести авиации противника чувствительных ударов, она за два-три дня уничтожит весь конвой".
Приказ: бросить транспорты и удирать
Валентин ДРЕМЛЮГ:
PQ-17 был хорошо подготовлен. Сильное дальнее прикрытие. Ближний эскорт - 23 корабля. Этого конвоя ждал Сталинград. Вез 297 самолетов, 495 танков, 4246 грузовиков и еще 15 600 тонн груза. Стоил баснословно - 700 миллионов долларов.
Они вышли из Исландии 27 июня 42-го. А в ночь на 5 июля из Лондона поступило чудовищное распоряжение, погубившее конвой. В коридоре между островом Медвежий и мысом Норд-Кап немцы хозяйничали особенно уверенно. Там, на побережье Северной Норвегии, у них на аэродромах стояли сотни машин, по 40-50 одновременно поднимались на бомбежку. И вот, получив развединформацию, позже оказавшуюся ошибочной, что в море выходит немецкая эскадра со знаменитым сверхмощным линкором "Тирпиц", Британское адмиралтейство направило командиру эскорта приказ: "Ввиду угрозы со стороны надводных кораблей противника необходимо срочно рассредоточиться". Конвою - рассеять строй. Крейсерам, эсминцам - на полной скорости отойти. Транспортам - самостоятельно идти к русским портам. Эскорт развернулся на 180 градусов. Брошенные транспорты остались в открытом море отличной мишенью. Сами военные моряки были потрясены, американцы до сих пор не могут простить союзнику PQ-17.
Из 35 транспортов дошли 11. Три недели немцы остервенело приканчивали суда. Некоторые решили попытаться укрыться в заливах Новой Земли, но до нее оставалось 600 миль. Повезло не всем.
Наш "Мурманск" - гидрографическое суденышко постройки 1898 года. 27 человек экипажа, 2 крупнокалиберных пулемета. Моя должность была гидрограф-навигатор. Мы встречали конвои в Баренцевом море, обеспечивали погодой, ледовыми условиями. На этот раз приказано было искать в районе Новой Земли людей с PQ-17.
13-го подошли к Гусиной Земле, вахтенный заметил костер на берегу. Вдруг немцы? Нет, отвечают, американцы, остатки экипажа "Олапаны", везли танки. Оказалось, что ее несколько дней назад утопила здесь подлодка. Среди спасенных были обмороженные, умирающие, а мы - без врача. Более или менее живых уложили на палубе, остальные - по каютам, в радиорубке... Через 3-4 часа увидели страшную картину, она и сейчас перед глазами. Горит нефть, плавают сотни мешков с мукой, между ними - люди в оранжевых нагрудниках... Удивительную историю рассказали моряки с "Алкоа Рейнджер": добив его, подлодка "U-255" подошла к шлюпкам, чтобы удостовериться, что у спасшихся есть запас воды и пищи, а командир лодки указал направление к берегам Новой Земли. Были и такие немцы.
15 июля взяли на борт людей с голландского "Паулус Поттер", мотались они в море десять суток. Уже 71 человек оказался на борту, за неделю ушел весь месячный запас продовольствия. Мертвецов свозили в Белушью Губу. Живых передавали на чудом укрывшийся от подлодок английский транспорт "Эмпайр Тайд". Самых тяжелых сперва доставляли на берег в Белушью, там лазарет был, переносили в избы на руках. А всего на счету "Мурманца" - 147 человек.
Отдельная история - спасение американца "Уинстон Салем", который вез вооружение. Стоит на мели. Капитан выбросил в воду замки от орудий, секретные документы, команду высадил в палатки. Мы говорим: стащим вас с мели. Он ни в какую: вызывайте самолет в Архангельск. А судно? Бог с ним, что будет, то будет. Прислали нам на помощь тральщики, убедили мы команду вернуться на борт и вместе дотащили транспорт до Архангельска. Капитана потом судили на родине судом чести.
Конечно, Малые Кармакулы, где мы стояли на якоре на Новой Земле, были небезопасным местечком. Моя вахта ночная, "собачья" называется. Вдруг всплывает подлодка и начинает артогнем сжигать полярную станцию. Что делать? Выскочил наш капитан Петр Иванович Котцов и приказал из пулеметов жахнуть по команде на палубе подлодки. И что вы думаете? Сдрейфили. Подлодка быстренько ушла, а маленький "Мурманец" прославился - испугал лодку!..
30 послевоенных лет невоенные участники конвоев не считались участниками Отечественной войны. Только потом, после 75-го года. Каждый должен был сам добывать архивные справки, судовые журналы. Это в Мурманске слово "конвой" - святое. На кладбище всегда цветы на могилах тех, кто умер здесь.
Все эти годы получаю письма из Лондона. Вот, к примеру:
"Дорогой Валентин Валентинович, мне доставляет большое удовольствие передать Вам, как я тронут описанием того, как "Мурманец" спасал моряков из PQ-17. Мне кажется, что опубликование Вашей статьи поможет распространению знания о храбрости русских матросов Северного флота. Весь наш клуб отдает честь Вашим бессмертным товарищам и Вам... По-моему, у вас мало знают о тех событиях. Хорошо, что мы можем говорить о них, о нашей дружбе вместе, без "железного занавеса". Ваш искренний друг Коля (Колин МакМиллан, секретарь клуба "Русский конвой")".
По кровавой воде
Евграф ЯКОВЛЕВ:
Служил на танкере "Михаил Фрунзе". Нас прямо из школы юнг - на корабли, по две вахты в день. А мне было 15 лет. Ходили вдоль побережья, пристраивались к конвоям по дороге. Я и горел, и ранен. Как ихние летчики "работали", знаю. И вот через 60 лет встретился с одним. И где - на Новой Земле!
Дело такое. В Санкт-Петербурге есть общество "Полярный конвой". Они организовали поход "В поисках погибших кораблей PQ-17" на гидрографическом судне "Сенеж". Пригласили несколько человек: русские, канадцы, англичанин. И, представьте, немец Хайно Херманн. Нашли мы на дне транспорт "Олапану" и американский "Алкоа Рейнджер", на снимках даже видны танки на палубе. Отнеслись мы поначалу к Херманну недружелюбно. Немец-то - знаменитый фашистский ас. В послужном списке война в Испании, Африка, Франция, Лондон. Русские конвои бомбил уже полковником, командиром эскадрильи. И Мурманск наш бомбил. Кстати, потом Геринг, опасаясь за него, перевел дружка в истребительную авиацию. Он как раз и PQ-17 уничтожал, "Сенеж" по смертельной, кровавой воде шел. После войны Херманна отправили на 10 лет в Воркуту, в шахты. Сказал, что в лагере изменил отношение к русским. Помнит, как женщины в голодной Воркуте его подкармливали - то кусок хлеба сунут, то картошки. Постепенно мы и оттаяли. Здесь расклад непростой. Война есть война. Мы все - бывшие солдаты, понимаем, что такое воинский приказ. И мы, и они ему подчинялись. Только право на победу было за нами. С другой стороны, он за свое расплатился. С третьей - 60 с лишним лет прошло, почти всем под девяносто, я - самый молодой, 80 скоро будет... Хайно - 90. С нами спускал на воду венки в память и наших, и союзников, и немцев, которые там вместе лежат.
P.S. Только что мы разыскали в Шотландии Шорта. Слава богу! Он сказал Невельскому:
- Из 62 моряков "Индуны" в живых я один. Среди памятных дней рождения - тот, что устроили мне однажды русские в Мурманске. Самое великое событие в жизни? Второе рождение в том же Мурманске в апреле 42-го.
Феникс, вы мазохист? Или чистоман? В баньку опять захотелось?Феникс писал(а):Доброе утро, господин lastjoke!!!
Не давно хожу по форумам... Интересное занятие, почти как наркотик. Где то почитал, что в политические форумы комментируют человек 20-30. Некоторые уже узнаются в "лицо". Меня даже там назвали "Дядя ФЕДОР", говоря между собой и добавили - Цинник. Несогласен!!! Тут ощущаются попытки, и с моей стороны, круто изменить мнение оппонента!!! Да тщетно все. Так, чуть чуть, с гулькин нос если удастся, и то уже удача.
Бывает банальное упрямство.lastjoke писал(а):Феникс, вы мазохист? Или чистоман? В баньку опять захотелось?
И то ПМСМ в эти 16-19 млн. человек входят не только погибшие от пуль, бомб, снарядов, вконцлагерях, и прочих прямых действий гитлеровцев, но и погибшие от голода и болезней на оккупированных территорияхКогда говорят о потерях СССР в войне, обычно используют число 26-27 миллионов. Это не совсем корректно, поскольку следует разделять демографические и военные потери.
26,4 млн. - это демографический ущерб, вычисленный по разнице между численностью населения СССР в границах 1941-го года до войны и после войны, установленный постфактум, поскольку первая послевоенная перепись населения была проведена только в 1959-м году. Таков демографический ущерб, причинённый населению рядом факторов, не все из которых были вызваны войной.
Из военных потерь следует исключить "демографическую яму", вызванную потерями в ПМВ и гражданской войне. Это примерно 4,5-5 млн. человек.
Эмиграция, особенно из присоединённых в 1939-40 гг. территорий, оценивается примерно в 2 млн. чел., также не может считаться военными потерями - да и вообще потерями. Тем не менее в 26,4 млн. они включены.
Снижение рождаемости, вызванное "взрывной" урбанизацией, которая началась в 30-х годах и продолжалась в 40-х и которая не была связана с военными действиями - это ещё порядка 1,5 млн.
Есть, наконец, две категории демографических потерь, которые связаны с войной, но собственно военными потерями не являются - это снижение рождаемости, вызванное мобилизацией и переселением (эвакуацией) - и повышение естественной смертности, связанное со снижением жизненного уровня и качества медицинской помощи.
Понятно, что просто суммировать эти исключения из военных потерь некорректно, но какое-то представления о реальности они исправляют.
По моим подсчётам, военные потери СССР составили примерно 19 млн. чел. По подсчётам Земскова, которого я считаю самым авторитетным демографом, занимавшимся данным периодом нашей истории - 16,3 млн. чел. По подсчётам Максудова - 18,7 млн. чел.
Бывают разные даты в истории отечества. Некоторыми можно гордиться, какие-то такой гордости не вызывают, а некоторые приводят в ужас. 25 октября 1941 года последний советский солдат покинул Харьков. И в городе начался ад.
Можно было бы рассказать о Дробицком Яре, где расстреляли раненых красноармейцев, «забытых» в одном из военных госпиталей, о Сабуровой даче, или, как зовут ее харьковчане, «Сабурке», — Харьковской областной клинической психиатрической больнице № 3, пациентов которой немцы также расстреляли. Но я хочу написать об ином. О детях, летчиках и крови. На фоне этой истории либеральные слова про «пили бы баварское…» звучат как циничное признание в собственной подлости.
Кстати, в Харькове, в котором я прожил 30 лет, есть район с официальным названием Новая Бавария. Он получил такое название, потому что там располагается Баварский пивзавод. Его построил в 1872 году в селе Григоровка Харьковского уезда, рядом с уникальными родниками с чистейшей водой, немецкий пивовар Гершгаймер. В Харькове вообще было много немцев, а Гершгаймер привез с собой целую команду пивоваров из Баварии. Так что к приходу немцев харьковчане уже пили «баварское» пиво. Точнее — новобоварское.
Но я не о пиве. Я о детях и крови.
К обороне Курил японцы готовились годами. Была создана система укреплений, позволявшая выдерживать многодневный обстрел из основных калибров линкоров, а также бомбежек. Укрепления в скалах, с толщиной грунта от 4 до 50 метров. Множество тщательно укрытых и пристрелянных орудий всех калибров. Сотни укрытий для пехоты и припасов, склады, рассредоточенные так, что при любом раскладе, большая их часть оставалась целой. Об эффективности системы говорило то, что один из остров в течении двух лет с воздуха утюжили американцы, при этом "не нанеся японским силам никакого вреда".
К высадке десанта тоже готовились. Тех, кому удавалось бы пройти сквозь огонь береговой артиллерии и японской авиации ожидало 25 тысяч солдат, вооруженных (помимо стрелкового оружия) 500 пулеметами, 100 танками, а также минометами, бомбометами, полевой артиллерией, и т.д. Японцы готовились воевать с американцами, воевать "по правилам". Сперва обстрел линкоров, РАБОТА палубной и штурмовой авиации. Потом десант.
Но драться пришлось с русскими...
И такого хамства, которое устроила несчастным джапам красная армия, мировая история знает очень мало. При поддержке всего двух несчастных СКР, на сорока "десантных" судах (большей частью - переделки из мирных посудин) подошло 3000 человек. Морпехи и стрелки 301 СД. Я еще раз повторю, если кто не понял.
ТРИ ТЫСЯЧИ ЧЕЛОВЕК. Против ДВАДЦАТИ ПЯТИ ТЫСЯЧ И СТА ТАНКОВ, засевших на хорошо подготовленных позициях и до зубов вооруженных.
Подходили в погоду настолько хреновую, что не только авиация не летала, но и судам полагалось бы никуда не лезть. Доблестные японцы ухитрились прохлопать сорок вымпелов... Первая волна, 700 человек, разгрузилась под огнем... Несмотря на шквальный огонь, повредивший суда и прижавший пехоту, отбросили японцев вглубь острова. В самый разгар высадки - контратака. 18 танков при поддержке пехоты. Русских собирались просто вмять гусеницами в песочек - пехота на голом бережку, без всякой поддержки - легкая добыча. Но Иваны успели перетащить (это на глубине два метра) сотню противотанковых ружей. 17 танков спалили лобовыми попаданиями, один в ужасе смылся. Оставшуюся без танков пехоту частью перебили, частью разогнали. Потом саперы заткнули глотку батареям главных калибров, а СКР-ы спалили танкер, торчавший на мели, и переоборудованный джапами под батарею.
Следующая танковая контратака опять провалилась - крейзи рашенз дотащили (на все той же глубине 2 метра) 45-мм пушки... Высадился остальной десант... Спустя некоторое время те джапы, которые еще были живы, сдались. Я бы дорого дал за то, чтобы увидеть лицо командующего Кобаяси, которому сообщили, он сдался противнику, которого в численности превосходил в 8 раз...
Итого: Блестящая ПОБЕДА, доставшаяся малой кровью. Из атакующих большая часть выжила. Причины успеха в отчете указаны:
1. Скрытность и внезапность.
2. Высокий уровень выучки личного состава.
3. Мужество и героизм личного состава
4. Слаженность и скоординированность действий всех участников операции
Да, трое командиров со знаменем в руках лично вели своих людей в атаку. Двое погибли. Последние слова одного из них "Высоту взять, несмотря ни на что". Но это была личная инициатива - их никто автоматами в спину не пихал...
Как рассказывал моему сокурснику дед, бывший морпехом во времена ВОВ и выживший (что было почти чудом) пройдя полвойны и получив с пяток не шибко серьезных ранений, весь этот кураж держался на "стакане", потому как десантирование было только после двойной-тройной дозы "наркомовских", иначе психика отказывалась направлять своего материального носителя на этот неблизкий, плюющийся огнем, вражеский берег. Дед-то его выжил, но спился напрочь после войны.