Добавлено: 11 янв 2010, 15:56
Стоп, стоп! Окончательный раскол церквей произошел только в 1054 г. При Владимире не должно было быть четкого деления. И вообще есть версия, что крещение Русь приняла от болгарской церкви.
Ну европейцы говорили тартарский, т.е. адский.Ap-p-p писал(а):Действительно, к исходному. Все-таки монгольские завоеватели выглядят менее правдаподобно, чем татарский правитель.
Сохранение язычества не привело бы не к чему потому, что сохранить его было невозможно. Владимир пытался создать единый языческий культ, но у него ни чего не вышло. Это на мой взгляд, можно объяснит лишь одним, противодействие этому нововведению в центральных районах Руси было куда сильнее нежели при введении христианства.Согласен, что сохранение язычества привело бы к изоляции. Но и Православие оказалось не лучшим вариантом, особенно после 1054 года. В 15 веке, с одной стороны, оказались "еретические" католические страны, с другой - исламские. Тоже во-многом изоляция.
Не понимаю, на основании чего Вы пришли к такому выводу.porsinart писал(а):Потому, что с точки зрения тогдашнего канонического права оно таковым считалось. Но ни где не идет речи о мере наказания.А с какой целью было объявлять волхвование - преступлением? Религиозные мотивы. По мнению христиан, волхв, по определению, бесом прельщаем, на погибель себе и другим. Особенность христианства в том, что служители других богов считаются служителями бесов.
Вероятно, Вы судите о средневековом менталитете по монотеистическим государствам. Поищите выше ссылку на договор 945 года. В окружение князя Игоря входили и христиане, и язычники, каждый клялся по своей вере.porsinart писал(а):И еще, вы реально считаете, что нетерпимое отношение к другим религиям это особенность христианства? Хочу вас расстроит, но это особенность средневекового менталитета вообще.
О преследовании травников наряду с волхвами см. моё первое сообщение в теме.porsinart писал(а):А я разве что то говорил про травников? Травники и волхвы различаются принципиально, в плане профессиональных функций. Волхв - служитель старых богов. Травник - знахарь, их преследовали крайне редко.
О том, что окончательный раскол произошёл в 1054 году, Александр Александрович уже написал.Католичество для Европы оказалось не лучшим вариантом. В 15 веке, с одной стороны, оказались "еретические"православные страны, с другой - исламские.
Ваша гипотеза просто не соответствует источнику.Ну это ваша интерпретация, как и моя абсолютно не доказуема.
Меня тоже позабавила такая логикаporsinart писал(а):Гениально. Католичество для Европы оказалось не лучшим вариантом. В 15 веке, с одной стороны, оказались "еретические"православные страны, с другой - исламские. Ислам для востока оказался не лучшим вариантом. с сверо -запада оказались зими - католики, с северо-востока зими-православные.
Не прощуНе понимаю, на основании чего Вы пришли к такому выводу.
http://sobor.by/Fotij.htm" onclick="window.open(this.href);return false;
Номоканон патриарха Фотия перешел и в Русскую Церковь, с введением на Руси христианства.
Вы, простите, читали Номоканон патриарха Фотия? Мера наказания для жрецов там указана вполне конкретная.
Вероятно, Вы судите о средневековом менталитете по монотеистическим государствам. Поищите выше ссылку на договор 945 года. В окружение князя Игоря входили и христиане, и язычники, каждый клялся по своей вере.
Преследовали, и еще как. Но только за строго определенные виды зелейничества. Как то:О преследовании травников наряду с волхвами см. моё первое сообщение в теме.
viewtopic.php?f=6&t=1798&start=300#wrap
И волхвов, и травников преследовали по тому же Уставу Владимира, по религиозным причинам.
Номоканон при большом требнике. Т.е считалось уголовным преступлением изготовление и использование зелья, способного убить, свести с ума, лишить воли. За лечение травами больного ребенка или разболевшихся суставов у старика ни кто на костер не потащил бы.О отравах.
Отрава же есть, еже напоеньми смертоносными устроити нечто снедно, и отравити человека, или от разума извести, и желательну сотворити смерть страждущему, или еже приличными человеку, или любовных ради, иногда бывамая низумляти, и тако уготовляти, в лепоту же сии, со убийцами равно запрещаваются. яко же глаголе Великии Василии.
О том, что окончательный раскол произошёл в 1054 году, Александр Александрович уже написал.
Написано по аналогии к вашему посту.А что за православные страны в 15 веке?
Да что вы говорите.Ваша гипотеза просто не соответствует источнику.
А для нас важно то, что сожгли волхвов вопреки воле светских властей.
Вы не перестаете меня поражать. Вы что хотите сказать, что в 16 - 17 веках государство ПРОТИВОДЕЙСТВОВАЛО церкви в осуществлении борьбы с колдунами? Ну знаете, до этого даже советские историки церкви не доходили. Тех максимум хватало на утверждение, что государство и церковь в союзе до последнего патрона боролись с народными верованиями(40 человек за 200 лет, репрессии страшнее не придумаешь). Я ВОСХИЩАЮСЬ вашей логикой. Т.Е в 11-13 вв был абсолютно убогий гос аппарат, а церковного практически не было, достаточно большая часть населения Руси была языческой(это к вашему тезису о том что аппаратом насилия церкви были сами жители) - волхвов покрошили кучу, причем не просто деревенских колдунов, а ребят способных поднять мятеж регионального масштаба. 16 - 17 века - достаточно развитый гос. аппарат, церковный на уровне, хотя и без оформившегося репрессивного аппарата, христианство за 4 века успело пустить корни, даже там где до этого оно не наблюдалась, колдовство как и раньше считается преступлением, а репрессий то по сути нет. Естественно это объясняется противодействием государства.В 16 - 17 веках слишком явно преобладала светская власть, соответственно, Церкви труднее было проводить репрессии за чисто религиозные преступления.
То есть, за 100 лет волхвы были замешаны в трёх случаях массовых беспорядков. Сколько волхвов было в Суздале - неизвестно. На Белоозере и в Новгороде в беспорядках участвовало три волхва. Учитывая, что за век на Руси должно было смениться три поколения волхвов - на удивление лояльная группа населения для государства, где их профессиональная деятельность считалась преступлением.porsinart писал(а):За нарушение запрета - казнь, что вполне понятно(по крайней мере в условиях Руси), учитывая своеобразие последствий прихода волхвов и их "мирной и веротерпимой проповеди"(Суздаль, Белоозеро, Новгород).
Последнее естественно, если волхвовство считалось преступлением.porsinart писал(а):Волхв не жил в социуме, он одиночка, его место не в миру, а в общении с богами. Все сообщения летописей говорят о том, что волхвы иногда приходили к людям, но не более того. По сообщению ПВЛ новгородцу пришлось проделать долгий путь для того, что бы пообщаться с волхвом.
porsinart писал(а):Замете, рассматриваемая норма не запрещает общение людей и языческих жрецов в принципе, она лишь запрещает волхвам приходить к людям, заходить в жилище. Данная норма не предусматривает санкции за приход людей к волхву, как оно обычно и делалось, за общение с ним, а уж тем более за совершение им обрядов. Она носит исключительно оградительный характер.
porsinart писал(а):Вы упомянули Японию, но достаточно выборочно описали происходившие там события. Хидэёси конечно и объяснений потребовал,а уж только затем "начал крайне жёсткими мерами уничтожать христианство за "нарушение мира и спокойствия в стране"", но проблема в том, что эта по вашему выражению "неприятная особенность" христианства начала проявляться сразу с приходом Хидэёси к власти. При покровительствовавшем христианам Ода Нобунага ее почему-то не было замечено. Но Хидэёси сверг Нобунага, последний был убит и после этого выходит указ о запрете христианства. Согласитесь, несколько иная картина вырисовывается.
Обратите внимание, что из приведённой Вами цитаты (очень благодарен) никак не следует, что изготовление "отрав" считалось единственным преступным видом зелейничества.Преследовали, и еще как. Но только за строго определенные виды зелейничества. Как то:Номоканон при большом требнике. Т.е считалось уголовным преступлением изготовление и использование зелья, способного убить, свести с ума, лишить воли. За лечение травами больного ребенка или разболевшихся суставов у старика ни кто на костер не потащил бы.О отравах.
Отрава же есть, еже напоеньми смертоносными устроити нечто снедно, и отравити человека, или от разума извести, и желательну сотворити смерть страждущему, или еже приличными человеку, или любовных ради, иногда бывамая низумляти, и тако уготовляти, в лепоту же сии, со убийцами равно запрещаваются. яко же глаголе Великии Василии.
Мой пост был о том, что наша страна благополучно пережила период религиозной изоляции от соседей.porsinart писал(а):Написано по аналогии к вашему посту.А что за православные страны в 15 веке?
Следовательно, понятно, почему архиепископ не казнил на своём дворе?porsinart писал(а):То что княжеский двор являлся постоянным местом казни - это в обще в выше всяких похвал. Вы бы свой двор местом казни сделали?
porsinart писал(а):Казнили всегда на лобном месте, которое считалось позорным, проклятым.
Если заступились, то ясно, что не хотели казнить. А о том, что происходило на Ярославом дворе летопись рассказывает. Сложили костёр и сожгли.porsinart писал(а):Известно что какие-то люди князя заступились за волхвов. По каким причинам они это сделали, что конкретно хотели, была ли это их личная инициатива - неизвестно. После их заступничества волхвов повели ко двору князя, что там происходило неизвестно, известно только, что там их сожгли. Информация источника позволяет его интерпретировать 50/50.
Просто мало содействовало. Светский чиновник не будет проявлять такого же усердия в делах религии, как архиерей.porsinart писал(а):Вы не перестаете меня поражать. Вы что хотите сказать, что в 16 - 17 веках государство ПРОТИВОДЕЙСТВОВАЛО церкви в осуществлении борьбы с колдунами?В 16 - 17 веках слишком явно преобладала светская власть, соответственно, Церкви труднее было проводить репрессии за чисто религиозные преступления.
Последнее - только в 11 веке, и случаев таких мятежей было меньше, чем пальцев на одной руке.porsinart писал(а):волхвов покрошили кучу, причем не просто деревенских колдунов, а ребят способных поднять мятеж регионального масштаба.
Ммм... Не совсем уверен, что правильно вас понял, ув. Adolph, но, кажется, ислам там таки прижился... Во-первых, Пакистан - в прошлом часть Индии - мусульмане. Потом, мне вломы искать точные данные, но думается, и в непосредственно Индии мусульман хватает... А по окраинам - мусульман очень много в Бангладеш, в Индонезии (про Бруней я скромно промолчу...Ни ислам Великих Моголов, ни христианство британских миссионеров там не прижились.
Э, видимо, я влез куда то не туда. В собственно индийских-индуистских регионах ислам не прижился. Как и любой монотеизм. Индия - тоже исключение?