Ключ, вообще-то, здесь:
«Порок (от польского proca или чешского prak, праща) – древнерусское название требюше».
Гарм фон дер Сферилльо писал(а):Пращи=требюше - всего лишь одна из версий.С тем же успехом мог быть вырезан отряд пращеносцев.
Если «пращеносцы», это прислуга требуше, то более чем вероятно, что и это событие произошло. А думать иначе – что речь якобы идет о
пращниках (бойцах с древнейшим оружием - ручными пращами) – странно, т.к. явный анахронизм – пращники уже давно уступили свое место лучникам и арбалетчикам.
Да и надо сразу сказать, что в летописи рассказ о обороне Козельска следует непосредственно за рассказом о предыдущей осаде монголами Владимира с использованием «пороков» и сдачи его князем Всеволодом. Летописец явно противопоставляет эти два события, в результате чего оба события представляются как единое – позорная сдача большого и героическая оборона малого города.
И как это же событие отображается в Тверской летописи:
««3. 6746 (март 1238) г. «Татарове же пришедше под Козелск сташа, яко и под прочими грады, и начаша бити
пороки, и выбивше стену взыидоша на вал, и ту бысть брань велика, яко и ножи туто с ними граждане резахуся; а инии враты изшедше на полкы их много избыша, яко до 4-хь тысячь изсекоша их.»»
В той же Тверской летописи:
«4. 6747 (1239) г. «А иных Татар посла Батый на Чернигов; слышав то Мьстислав Глебовичь, внук Святослава Олговича, и прииде на них с многыми вои к Чернигову; и бысть брань люта, а из града ни них
камение с пороков метаху за полтора перестрела, а камение два человека възднимаху; но и тако Татарове победиша Мьстислава, и многыа воа избыша, а град взяша и огнем запалиша, а епископа их довед Глухова отпустиша.»
Описывается оборона князем Чернигова от монголо-татар. Обратите внимание, что тут камень для порока поднимают два человека, а в Софийской, Львовской и Ипатьевской летописях четыре».
А вот опять упоминание о «пращах»:
«8. 6753 (1245) г. «Услышав же Данило князь со братом Василком совокупиша силу свою, и повелеста престроити
праща и иные сосуды на взятье града, и придоста на град Люблин; одиного дне быста под градом ис Холма, со всими вои и пращами. Мечющим же пращам и стрелам яко дожду идущу на град их, и уведевъше Ляхове, яко крепцее брань Руская належить, начаша просити милость получити.»
Описывается поход Даниила Романовича Галицкого на польский город Люблин. Пороки названы «пращами»».
«12. 6767 (1259) г. «Потом же Куремьсе стоящу у Лучьска, створи Бог чюдо велико: Луческ бе не утвержен и не уряжен, и сбегшимся во нь многим людемь, и бе бо зиме бывъши и воде велице, оному же пришедшу к Лучьску и не могшу ему преити, хотяше мост прияти; гражаном же отсекшим мост, он же
порокы постави отгнати хотя; Бог же чюдо створи, и святый Иван, и святый Никола: ветру же таку бывшу, яко пороком вергшу, ветр же обращаше камень на не, пакы же мечющем на не крепко, изломися, Божиею силою,
прак их; и не успевше ничтоже вратишася во станы своя, рекше в поле.»
Описывается поход татарского князя Куремсы против Даниила Романовича Галицкого и Василько Романовича Волынского, осада волынского города Луцка. Примечательно равноценное употребление польского «прак» (праща) и русифицированного «порок»».
«И не изсекуть праков»:
«9. 6757 (1249) г. «И собрав тоземльце многы, сосуды ратные и градные и порокы, исполчив воя своя, и пакы пойде ко Ярославлю и за собою остави град Перемышль, мыслящу ему: «аще сего не прииму, да сего держу». Стоящу же ему у града и строящю порокы, ими же прииметь град, и бысть бой велик пред градом; оному же велевшу своим охабитися, да не язвени будуть вои его от гражан, дондеже устроить сосуды порочные. ... Видив же Ростислав приход ратных, исполчив же вои свое, Русь и Угры и Ляхы, и дойде противу им; пешце же остави противу вратом града стрещи врат,
да не изъидуть на помощь Данилу и не изсекуть праков.»
Описывается сражение у Ярослава. Ростислав Михайлович с венграми и поляками пытался отбить этот город у Даниила Романовича Галицкого и его брата Василько Романовича Волынского, но был атакован ими и разгромлен».
«16. 6790 (1282) г. «И тако шедше взяша Сохачев город и поимаша в нем товара много и челяди, а
прок [в Хлебниковском и Погодинском списках – а порокы]
иссекоша, и тако ополонишася и поидоша восвояси.»
Описывается, как Юрий Львович, сын Галицкого князя Льва Даниловича, вместе с Владимиро-Волынским князем Владимиром снова захватили польский город Сохачев, перед этим занятый Болеславом. Как видим, всего за год он снова обзавёлся пороками».
P.S. Ссылка (хотя уже и приводилась) где можно самому убедиться в тождественности «пороков», «проков», «праков» и «пращей» в летописях (цитаты из летописей, не буду я же все их здесь постить):
http://www.xlegio.ru/artilery/diu/medie ... llery3.htm