Страница 14 из 62

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 04 июл 2015, 13:44
Бродяга
Tadeush писал(а):Так вот история, она как раз оперирует (способом указанным в определении) фактами в виде текстов и различных артефактов, как сохранившихся с ранешних времён, так и выкопанных из земли (археология).
А как насчет датировки и трактовки различных событий? Или в каждом докУменте была проставлена дата, а к каждому артефакту прилагалось руководство по эксплуатации? Хотя, скорее всего, кто-то когда-то высказал предположение относительно того или иного события, а потом это повторил еще кто-то, написал монографию и, оп-па, это уже попало в учебники как непреложная истина, оттуда в кино и литературу, соответственно в мозги широким слоям населения.
Оффтоп №2. За примером далеко ходить не надо. Посмотри, что происходит в соседнем государстве, как им промыли мозги за последнюю четверть века. А также общую тенденцию в Европе переписать итоги второй мировой войны. О чем-то умолчать, что-то, наоборот преувеличить, глядишь лет через 50-100, о том, что и как было на самом деле, не будет знать никто. И это касается всего лишь двадцатого (!) века, когда уже существовали газеты, книги, кино- и фотопленки. Что уж говорить о более ранешних временах.

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 04 июл 2015, 13:46
Старый Конь
Бродяга писал(а):А как насчет .... и трактовки различных событий?
А что, история, как наука, ТРАКТУЕТ события? :o Хм-м... Интересный взгляд.

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 04 июл 2015, 13:54
Tadeush
Бродяга писал(а):А как насчет датировки и трактовки различных событий?
А это уже следующий шаг: выдвижение гипотез. ;)
Бродяга писал(а): это уже попало в учебники как непреложная истина, оттуда в кино и литературу, соответственно в мозги широким слоям населения
Бывает. Когда-то непреложной истиной считалось что электричество, которое бывает двух видов, стеклянным либо смоляным, представляет из себя некую "нематериальную жидкость".

Попало это мнение в учебники, литературу, кино.
И что - физика, получается, не наука?

По мере систематизации фактов, выдвигаются новые, более точные гипотезы. Это нормальный процесс развития науки.

А если кто-то не понимает, что именно изложено в учебнике истории и считает написанное там "непреложной истиной" - то это его половые трудности.

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 04 июл 2015, 14:26
Бродяга
Старый Конь писал(а):А что, история, как наука, ТРАКТУЕТ события?
А что не трактует? Открой в учебнике эпоху Ивана Грозного, к примеру.

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 04 июл 2015, 14:40
Старый Конь
Бродяга писал(а): Открой в учебнике эпоху Ивана Грозного, к примеру.
И учебник открывал, и Бушкова читал, однако, это НЕ наука. ;)
У науки несколько другие задачи.

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 05 июл 2015, 09:12
WERWER
Старый Конь писал(а):это НЕ наука.
А что тогда по вашему наука? :?

Наш полуостров

Добавлено: 05 июл 2015, 17:14
Бушков
Ага. Ни Д'Арсила, ни Ньютон, ни Болингброк, ни Балдауф, ни Грот, ни Каченовский учебников в руках не держали. За что их только делали профессорами и академиками?

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 27 июл 2015, 17:09
Вадим
Интересный факт из истории взаимоотношений СССР-Россия-Япония в разрезе инфоповодов вокруг островов Курильськой гряды
Изображение

Предыстория возникновения конфликтной ситуации описана в прошлом посте достаточно подробно, не буду повторяться. Остановлюсь лишь на самом главном документе, на котором базируются наши отношения с Японией вот уже почти 60 лет. Называется он СОВМЕСТНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК И ЯПОНИИ. Именно на нее то и дело ссылаются то Путин, то Лавров, приглашая японцев к переговорам и намекая, что спорный вопрос может быть урегулирован.

В п.9 Совместной декларации сказано следующее:
Союз Советских Социалистических Республик и Япония согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией переговоров о заключении Мирного Договора.

При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией.
Совместная декларация ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР и Правительством Японии в один и тот же день — 8 декабря 1956 года. Обмен ратификационными грамотами произведен в г.Токио 12 декабря 1956 г.
...
Но самое главное — в-четвертых: американцы категорически против урегулирования пограничного спора. В 1956 году Вашингтон официально предъявил Токио ноту, в которой пригрозил, что в случае снятия Японией претензий на острова Кунашир и Итуруп США навечно оставят под оккупацией архипелаг Рюкю и остров Окинава.

Вашингтону позарез нужно, чтобы эта горячая точка тлела, а между Россией и их союзником оставались непримиримые отношения.

Японцы вынуждены были уступить давлению, и с тех пор послушно требуют все четыре острова. Прекрасно отдавая отчет в тщетности своих требований. Правовые основания у Японии есть только на Шикотан и Хабомаи, но выросли целые поколения политиков, сделавших карьеру на возврате «северных территорий».

Российская сторона, напоминая о Совместной декларации1956 года, понимает шаткость позиции любого японского политика, который подпишет с нами мирный договор. Ведь после полувековой накачки население, не вдаваясь в исторические детали, рассчитывает получить взамен всё, компромисс его не устроит. Думаю, именно поэтому наши власти так легко призывают вернуться к договоренностям 60-летней давности.

Для того, чтобы японцы все же удовлетворились Шикотаном и Хабомаи, требуется несколько десятков лет планомерной информационной обработки населения. Собственно, примерно столько же, сколько требуется России на подготовку общественного мнения в пользу выполнения взятых на себя обязательств.

Мне совсем не нравится, что в 1956 году мы сами предложили японцам эти два острова. Никто нас за язык не тянул. Но это наше преждевременное предложение вошло в документ, который заменил нам мирный договор и позволил обменяться посольствами.

Если обязательства, прописанные в Совместной декларации, будут когда-нибудь выполнены, в проигрыше окажутся только американцы, которые лишатся рычага давления на своего верного вассала на Дальнем Востоке. А на планете станет одной зоной конфликта меньше.

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 03 авг 2015, 12:24
Вадим
Каждый раз, когда вас будут пытаться учить еврочистоте европейцы, каждый раз, когда они будут морщить нос при упоминании "восточных варваров", откройте, почитайте, если сможете - дайте почитать и европейцам - они про это вообще не в курсе - проверял.

«Тот, кто освободил бы город от страшной грязи, стал бы самым почитаемым благодетелем для всех его обитателей, и они воздвигли бы в его честь храм, и они молились бы на него» - писал французский историк Эмиль Мань в книге «Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII». Но таких «освободителей» никак не находилось. С тех пор, как король Франции Филипп-Август в XII веке упал в обморок от невыносимой вони, поднявшейся от проезжавшей мимо дворца телеги, взрыхлившей наслоения уличных нечистот, с антисанитарией в Париже ничего не менялось вплоть до середины XIX века.
Спойлер
За отсутствием запрещенных христианством бань цивилизованный и просвещенный Париж плескался в городских фонтанах средь бела дня. Остальные граждане не мылись вовсе.
В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Даже типа описанных выше башенок с отверстиями и соломой. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.

Конечно, приседать на широкий подоконник для дефекации не очень то удобно. Человек перевешивался, особенно, если еще, был пьян. Наверняка и падали пачками. Позднее стали строить продленное окно до пола, а проем с улицы закрывали решеткой.
(Вот откуда появились, так называемые, «французские балконы»?)
Спойлер
То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду. Известна история, которую так любят рассказывать Версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию - у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони - кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.

Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла ...диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным. Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.
комментарий : «Та парижская мода на большие широкие юбки, очевидно, вызвана теми же причинами. Хотя юбки использовались также и с другой целью - чтобы скрыть под ними собачку, которая была призвана защищать Прекрасных Дам от блох, но проблема диареи явна более глобальна. Представь - на балу вдруг прихватило, а юбка - узкая. Проблема. Или юбку испачкаешь, или задирать придется, да и не успеть можно. А с широкой юбкой - отбежала к стене, присела в реверансе на минутку, да и дальше пляшешь.

Естественно, набожные люди предпочитали испражняться лишь с Божией помощью - венгерский историк Иштван Рат-Вег в «Комедии книги» приводит виды молитв из молитвенника под названием: «Нескромные пожелания богобоязненной и готовой к покаянию души на каждый день и по разным случаям», в число которых входит «Молитва при отправлении естественных потребностей».

комментарий : Ну, видимо, «Господи, избавь меня от дристания! Я не успеваю менять панталоны!». Хотя, они их, наверное и не меняли... Сам Рат-Вег, кстати, текста молитвы не приводит, но для интересующихся дает ссылку:
(1843, без обозначения места издания. См.: Wander К. F. W. Deutsches Sprichworter- Lexicon. Leipzig, 1867, I. 1382)

В СРЕДНЕВЕКОВОМ ПАРИЖЕ ОТХОДЫ ВЫЛИВАЛИ В ОКНО

Средние века не принесли нововведений в части туалетостроения. Крестьяне по-прежнему ходили в уличные туалеты, а в обнесенных стенами городах и крепостях появились сортиры, встроенные в стены. Результаты человеческих усилий стекали за стены города. Представьте себе запах, окружающий средневековые города!
Невзирая на новинки инженерной мысли в виде покатых желобов, города продолжали плохо пахнуть. Особенно в этом преуспел Париж. Изданный в 1270 году закон гласил, что «парижане не имеют права выливать помои и нечистоты из верхних окон домов, дабы не облить оным проходящих внизу людей». Не подчиняющимся следовало платить штраф. Однако этот закон вряд ли исполнялся – хотя бы потому, что через сто лет в Париже был принят новый закон, разрешающий-таки выливать помои из окон, прежде трижды прокричав: «Осторожно! Выливаю!» Тех, кто оказывался внизу, спасали только парики.
(Вот для чего, в европе появились первые парики).
Спойлер
Однако не только простые парижане лили друг другу на головы свои отходы, этим же занималась и французская знать. В 1364 году человек по имени Томас Дюбюссон получил задание «нарисовать ярко-красные кресты в саду или коридорах Лувра, чтобы предостеречь людей там гадить – чтобы люди считали подобное в данных местах святотатством». Добраться до тронного зала было само по себе очень «запашистым» путешествием.

«В Лувре и вокруг него, – писал в 1670 году человек, желавший строить общественные туалеты, – внутри двора и в его окрестностях, в аллеях, за дверьми – практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самые разные запахи одного и того же – продукта естественного отправления живущих здесь и приходящих сюда ежедневно». Периодически из Лувра выезжали все его знатные жильцы, чтобы дворец можно было помыть и проветрить.

БУДУЩЕЕ БЕЗ ЗАПАХА

Леонардо да Винчи был настолько напуган парижским зловонием, что спроектировал для короля Франсуа Первого туалет со смывом. В плане великого Леонардо были и подводящие воду трубы, и канализационные трубы, и вентиляционные шахты, однако... Как и в случае с вертолетом и подводной лодкой, Леонардо поторопился и с созданием туалета – всего-то на каких-нибудь пару сотен лет. Туалеты построены не были.

В те же времена среди знати был популярен некий вид «портативного унитаза» – банкетки с дыркой сверху и вынимающимся изнутри резервуаром. Мебельщики изощрялись, вуалируя стульчаки под стулья, банкетки, письменные столы и даже книжные полки! Все сооружение обычно богато украшалось деревянной резьбой, тканевой драпировкой, позолотой.

В те времена помпезность туалетных процедур могла означать действительно реальную власть. Король Франсуа (правил с 1515 по 1547 год) был первым, кто придумал «королевские приемы на горшке». Королева-мать Екатерина Медичи также устраивала у себя подобные приемы, а когда ее муж умер, сменила бархат на стульчаке на черный. Следуя моде, вся французская знать также ввела в свой обиход «тронные приемы». Но наконец впереди забрезжило будущее без запаха. В 1775 году некий британец по имени Александр Каммингс догадался-таки согнуть отводную трубку унитаза в виде буквы «V», чтобы небольшое количество воды не выпускало запах испражнений. Каммингс – тот самый человек, перед которым за изобретение современного туалета со смывом человечество должно склонить голову.
(История туалета Консьержъ 2 февраля 2004 года)

Не имевшие канализации средневековые города Европы зато имели крепостную стену и оборонительный ров, заполненный водой. Он роль «канализации» и выполнял. Со стен в ров сбрасывалось дерьмо. В дождливые дни потоки дерьма неслись по улицам, бурля под десятками никогда не пустовавших виселиц - мрачного украшения города - от Гревской площади до Круа дю Тируар, от моста Сен-Мишель до Нового моста.

Иногда Париж пытались от говна чистить. Первый такой «коммунистический субботник» в Париже был произведен в 1662 г., и это событие так поразило современников, что по его поводу была выбита медаль.

«Руанский сифилис и парижская грязь исчезают только вместе с теми, кого они коснутся», — говорит старинная пословица. Необходимость вдыхать удушающий запах этой грязи вынудила монсеньора Альфонса дю Плесси де Ришелье, кардинала-архиепископа Лионского, примаса Галлии, который, не дрогнув, лечил больных чумой в своей провинции, отказаться от поездок в Париж даже тогда, когда его призывали туда важные дела, связанные с религией».
(Эмиль Мань Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII)

Только в XIX веке во Франции произошел сдвиг в деле «сортиростроения» - появляются кабинки с короткими дверями, откуда всегда торчали чьи-то ноги. Стояли они не где-нибудь в тенечке, а на тротуарах главных улиц. Но в Латинском квартале Парижа еще в конце XIX века нечистоты просто пускали течь по улицам - там до сих пор в середине каждой улицы есть такая характерная ложбинка. Тогда дамам самое главное было - чтобы туда не попал подол платья...

Также, несмотря на столь полно данное описание Парижа, у некоторых возникли сомнения в адекватности описания. Например теми, кто все же в какой-то степени усомнился в описанной глобальной парижской грязи, было замечено, что я ничего не написал об уборках улиц: «ведь не может такого быть, чтобы в Париже совсем не было дворников!»

Да были, конечно. И даже глобальные чистки города устраивались, и медали по этим поводам чеканились. Оба раза:-) Хотя Вебер утверждает, что профессия мусорщика появилась только в XVIII веке, уборки проводились и до того. Вот что по поводу стандартных уборок улиц пишет французский историк Эмиль Мань:

«Перед зданиями появляются лакеи и горничные. Вооружившись метлами, они сбрасывают в канавы-ручьи (протекающие где с двух сторон, где только посередине улицы) скопившиеся на тротуарах-берегах отбросы и объедки, облив их перед тем несколькими ведрами воды. Вдали звонит колокольчик. А вот и мусорщики с их тачками. В качестве кортежа при них выступают "подбиральщки" - черные, как дьяволы: при помощи лопат и метел они "снимают пенки", то есть собирают с поверхности накопившейся грязи все, что могут. После их ухода обнажается нижний, неискоренимый слой. И зловоние усиливается, потому что грязь разворошили. Тем не менее туалет улиц считается законченным».

(Эмиль Мань Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII)

Так что бороться с грязью - что с дворниками, что без - было бесполезно. А куда же вывозили дворники то дерьмо, которое им все же худо-бедно удалось собрать? На это нам ответит Юджин Вебер: «С 1781 года Монфокон, расположенный на северо-востоке Парижа был единственной городской свалкой. Прежде там стояли виселицы, и трупы преступников разлагались вместе с дохлым зверьем среди вздымавшихся все выше гор мусора. С навозной вонью мешалась вонь гниющих туш, которые привозили со скотобоен».

Просуществовала она долго:

«К 1840 году здесь образовался громадный пятиметровый пласт из жирных белых червей, питавшихся неиссякающими потоками крови. Червей продавали рыбакам, а процесс естественного гниения превратил Монфокон в огромный смердящий пруд. Большая часть этого месива просачивалась в землю, оттуда - в колодцы северной части Парижа, ветер же разносил зловоние по всему городу».

(Eugene Veber, “From Ordure to Order” The New Republic, July 1, 1991)

Вот описание парижанки Frederique Krupa, автора исследований по очистке города:

«Начиная с древних времен, основное правило для относительно парижского мусора было одно - «tout-a-la-rue» (все на улицу), включая домашние отбросы, мочу, фекалии и даже выкидыши. То, что покрупнее, часто бросались на «ничейную землю» за городские стены или в Сену. ... Съедобное дерьмо потреблялось свиньями и дикими собаками, а остальное - микроорганизмами. Запах гниения был ужасен, но не только из него складывались парижские ароматы».

(Paris: Urban Sanitation before the 20th century by Frederique Krupa http://www.translucency.com/frede/parisproject/)" onclick="window.open(this.href);return false;

Все это «средневековье» закончилось не так давно. Очередной указ о запрете выливания помоев из окон вышел в 1780 году, но судебные архивы еще 1840-х годов содержат немало дел о привлечении к ответственности домовладельцев и слуг за опорожнение ночных горшков из окон верхних этажей. В тянувшиеся вдоль улиц сточные канавы кроме испражнений и мусора также выбрасывали и трупы недоношенных младенцев. Еще в конце XIX века префекты издавали циркуляр за циркуляром, предписывавшие обязательное захоронение мертвого плода.

Трупы взрослых либо сбрасывали в ямы на Кладбище Невинных, либо хоронили в церквях. Последний вид похорон в Бургундии вызвал протесты Жаре (XVIIIв.), врача из Дижона, который в ярких красках описывал весь ужас такого обычая погребения мертвых, указывая на огромные опасности для населения, т.к. земля и воздух отравлялись трупами погребенных. Но мнение врача никого не интересовало - люди настолько привыкли к дурному запаху, что просто не чувствовали его.

Такая окружающая среда явилась источником вдохновения не только для уже упомянутого выше Зюскинда, но и для знаменитого писателя позапрошлого века Гюстава Флобера (которому принадлежит знаменитое выражение «башня из слоновой кости», ставшее своеобразным символом уединенной жизни художника). «Забастовка золотарей вдохновила Флобера на создание оды в характерном для той эпохи натуралистическом стиле. Начиналась ода с «Хора какающих», а заканчивалась извержением выгребных ям - Париж оказывался погребенным под слоем нечистот, «как Геркуланум под лавой».
(Юджин Вебер. От грязи — к порядку http://www.znanie-sila.ru/online/issue_1569.html)**" onclick="window.open(this.href);return false;

Англия

Лондон не сильно отличался от Парижа. У англичан в «приличных» домах содержимое ночных горшков выливалось в камины. Не возбранялось и попросту мочиться в пылающий огонь. Пованивало, конечно, но зато в огне погибали зловредные бациллы. В начале XIV века в королевском дворе Лондона была устроена, рядом с банкетным залом, «частная комната», ее можно увидеть и сегодня. В этой комнате стоял стульчак, содержимое которого по покатому желобу скатывалось в расположенный под стеной замка ров с водой. Рвы, как известно, служили замкам защитой. Вскоре эти рвы превратились в источники бедствия.

Простые же люди, не владеющие каминами и «частными комнатами», также, как и по всей Европе, выливали продукты своей жизнедеятельности из окон. Разница была только в том, что власти, не полагаясь на сознательность граждан, не выпускали, как в Париже, заведомо неисполняемые указы, запрещающие выливать дерьмо на головы соседям, а учредили специальных городских сторожей. Одной из главных забот этих сторожей было предупреждение ночных прохожих об опасности. Сторож был обязан следить за окнами второго этажа, и если оттуда показывалась рука с горшком, то страж порядка кричал, предупреждая прохожего. Введена эта должность была первоначально указом английского короля, так как по по тогдашним устоям морали не было ничего более обидного, чем попасть под выплеск ночной вазы или помоев. А для горожан это был неплохой спорт, так как не было более веселого занятия, чем окатить говном вельможу познатнее. При этом вломиться тут же, по горячим следам, в дом обидчика было нельзя. Правда вламывались, и закалывали кинжалами - но тогда и сами подвергались судебному преследованию. В общем в городе оказалось проще ввести ночного смотрителя, чем изменить мораль и построить закрытую канализацию. На стороне такой морали стояла инквизиция, так как все происходившее ночью считалось кознями Дьявола. И признаться что тебя облили - позор, так еще и горожанин всегда мог сказать что это не он плеснул на графа, а нечистый.

Говно текло по улицам и переулкам, а воду брали в основном из колодцев - естественно, для питья и приготовления пищи. Заметьте - в итоге это была одна и та же вода. Грязная вода просачивалась в подземные водоносные горизонты, отравляя колодцы. Поэтому так и получалось, что вода оказывалась средой переноса всякой дряни. Когда эпидемии чумы и холеры унесли больше жизней, чем многочисленные войны, постепенно пришло осознание того, что чистое белье и тщательное мытье тела - лучшие предохранительные средства от повальных болезней.
Английский парламент даже издал в XVII в. специальный билль о постройке бань, прачечных и об удешевлении стоимости воды. И опять скажем спасибо инквизиции - человек не мог уединится для принятия водных процедур под страхом обвинения в колдовстве, а такие обвинения чреваты были костром. А бани (ею же, церковью) были признаны безнравственными. Поэтому, несмотря на билль о банях, еще в конце XVIII века по Лондону ходила реплика одной знатной дамы, которой во время ужина сделали замечание по поводу ее грязных рук, на что она возмущенно парировала: «И это вы называете грязью? Видели бы вы мои ноги!» Только к середине XIX века уход за телом постепенно становился правилом приличия.
Спойлер
Тогда же появляются зачатки канализации и унитазы (как тот, голландский фаянсовый, XIX века, в «квартире» Шерлока Холмса на Бейкер Стрит). Бывало, случались казусы - иногда унитазы делали такими красивыми, что гости с непривычки принимали их за супницы, как и расписные ночные горшки раньше. До того же времени, например в английских пабах высокого класса (для эсквайров и джентльменов), стулья всегда были с дырой по центру и горшком внутри. Вплоть до середины XIX века окна английского парламента практически никогда не открывались, потому что они выходили на Темзу, куда стекали все городские нечистоты. А даже просто постоять возле Темзы, игравшей таким образом роль главного коллектора городской канализации, было испытанием не для слабонервных.

В домах от вони было, конечно, также не спрятаться, как окна не завешивай. Эразм Роттердамский еще в начале ХVI в. писал об Англии: «Все полы здесь из глины и покрыты болотным камышом, причем эту подстилку так редко обновляют, что нижний слой нередко лежит не менее 20 лет. Он пропитан слюной, экскрементами, мочой людей и собак, пролитым пивом, смешан с объедками рыбы и другой дрянью. Когда меняется погода, от полов поднимается такой запах, какой, никак не может быть полезен для здоровья».

Германия

С канализацией дела обстояли так же, как и повсюду в Европе. В богатых домах Германии рыли ямы для нечистот под домами. «История сохранила печальный случай, имевший место в 1183 году в Эрфуртском замке, где рыцари утонули в нечистотах. Под императором Фридрихом и его рыцарями провалился пол большого зала, и все попадали с 12-метровой высоты в выгребную яму и многие потонули, сами понимаете в чем» (А. И. Липков). За последующие триста лет ничего, естественно, не изменилось, и император Фридрих III чуть было не повторил судьбу своего незадачливого предка: «Еще в конце XV века жители города Рейтлинга уговаривали императора Фридриха III (1440 – 1493) не приезжать к ним, однако он не послушался совета и едва не погиб в грязи вместе с лошадью…». (А.Л. Ястребицкая. Западная Европа XI – XIII веков. – М., 1978. – С. 53.)

Это была общая проблема городов, куда новые жители из окружающих деревень переселялись вместе с домашним скотом и птицей – гуси, утки, свиньи бродили по улицам и площадям, загрязняя их экскрементами. По деревенской привычке мусор и экскременты из домов выбрасывали на улицу. Смрад стоял в воздухе, говно и грязь мутными потоками неслись по улицам, и проехать на телеге, не застрянув в дерьме, подобно Фридриху, было ох как не просто даже местному крестьянину. «На перекрестках обычно набрасывали большие камни или бревна на ширину шага - чтобы можно было перескочить через улицу как через широкий ручей. Но часто и этого оказывалось недостаточно...» (К.А. Иванов. Средневековый город и его обитатели. – СПб., 1915. – С. 12.)

Улицы утопали в грязи и дерьме настолько, что в распутицу не было никакой возможности по ним пройти. Именно тогда, согласно дошедшим до нас летописям, во многих немецких городах появились ходули, «весенняя обувь» горожанина, без которых передвигаться по улицам было просто невозможно. Германская мода на ходули, с помощью которых только и можно было перемещаться по засранным улицам, распространилась так широко, что во Франции и в Бельгии в средние века даже проводились состязания на ходулях между двумя лагерями, на которые разделялись жители. История Фридриха, чуть не утонувшего в нечистотах вместе с увязшей в них лошадью, не могла бы случиться в Нюрнберге – самом крупном и «благоустроенном» городе Германии того времени, где магистрат в ХIV веке в целях «очищения воздуха» решил запретить горожанам держать свиней на улицах. Как думаете, где их после этого указа в таком случае держали?

В германских замках иногда все же делали сортиры даже со сливом. Например в замке Бург Эльц в средние века туалет находился в круглой боковой башне. Наверху во время дождей собиралась вода, потом открывалась заслонка, и все смывалось. Но вот в засушливый год...

Вонь от городских речек стояла невыносимая, находиться рядом было невозможно, и названия таких речек от французских не отличались. Во Франции - «Дерьмовка», в Германии - «Вонючка».
Только в 1889 году было организовано «Немецкое общество народных бань» с девизом: «Каждому немцу баня - каждую неделю». Энтузиастов чистоты не особенно поддерживали, и к началу Первой мировой войны на всю Германию было только 224 бани, зато в центре Берлина еще существовали общественные выгоны для скота.

Испания

Можно долго не писать - достаточно заглянуть на туристический сайт:

«Испания: Мадрид. Город имеет свою темную сторону, если пройтись по старым кварталам можно представить себе каким он был в средневековье, тяжелый запах до сих пор на его извилистых улицах, наверно не даром его когда то называли самой мрачной и грязной европейской столицей»
(http://www.travel-club.com.ua/doc/7703.html" onclick="window.open(this.href);return false;).
Спойлер
То есть в Мадриде было еще «веселей», чем в Лондоне и Париже. Как говорится, комментарии излишни.

Мадрид был маленьким городишком, где, как и по всей Европе, ночные горшки привычно выливались прямо на улицу. Но хотя Мадрид по части выливания помоев, которые текли по мостовой, вызывая зловоние и заразу, ничем не отличался от Лондона и Парижа, все же интересно отметить разницу в регулировании этого обычая. Если в Париже выпускали указы о предупреждении зазевавшихся прохожих, в Лондоне ставили сторожей, то в Мадриде издавна были отведен специальный час, когда королевским указом появляться на улицах было запрещено, поскольку в данный час на городские улицы выливали помои.

Позже у испанцев с выливанием нечистот возникли известные проблемы - в XVI веке на окна в Мадриде стали ставить решетки. Избавляться от дерьма при решетке на окне не слишком удобно, если живешь не на первом этаже. Ведь спускаться часто, чтобы выплеснуть горшок через дверь всем было, понятно, лень. Неужели власти озаботились чистотой и таким образом боролись с выливальщиками? Нет, конечно - выливать то, кроме как на улицу, все равно было некуда. Горшки просто стали выносить немного реже, улицы от этого чище не стали, а в домах аромата еще прибавилось. В чем же был смысл? Этот загадочный вопрос о решетках даже часто входит в викторины «Что? Где? Когда?». Вот в таком виде:

Вопрос: При Филиппе II на окна в Мадриде стали ставить решетки. Этот обычай пришел от арабов – таким способом они отучали испанцев... Что делать?

Правильный ответ: Входить в дом через окно – так было принято в Европе, и окна первого этажа были низкими.
(http://db.chgk.info/cgi-bin/db.cgi?tour=ukbr01sh.2)

Почему именно арабы стали прививать испанцам «приличные манеры», и почему именно испанцам, коль вообще «входить через окно было принято в Европе» - об этом «знатоков» никто не спрашивает. Самим же знатокам обычно сперва приходит в голову другой ответ: «лазать к женщинам»

(http://www.glaschat.ru/game-www-log/gam ... 6-stat.htm).

Ну да, Испания, серенады... Впрочем, если ты замечаешь, что на тебя сейчас выльют помои те соседи этажом выше, которые почему-то от твоих полуночных серенад никак не в восторге, то, чтобы избежать такой неприятности на узкой улице, действительно лучше прервать песнопения и заскочить в окошко побыстрее. Заодно и повод для оправдания перед Дамой за невежливый визит. Не даст же Дама так опозориться незадачливому Кавалеру.

Но мы все же можем предположить, что «знатоки», как обычно, ошибаются и мифические арабы здесь не при чем, поскольку трудности с выливанием нечистот испанцам были созданы указом короля Филиппа II (исп. Felipe II, 1527—1598). А этот монарх, как известно, любил две вещи - свою библиотеку и решетки. Королевская библиотека, или как называл ее тогдашний папа Римский - «собрание запрещенных наук», была предметом особой гордости монарха. Король Филипп, как и его предшественники, ревностно искореняли всяческую ересь (в переводе с церковного - грабил подданных). Но, конфискуя имущество еретиков, книги не сжигал, а собирал у себя во дворце, где один из монахов заведовал библиотекой. Одних только арабских и еврейских рукописей (собранных после массовых казней морисков, мавров, марранов) насчитывалось более пяти тысяч томов (там, кстати, и была обнаружена книга сирийского эмира Усамы, процитированная выше). Ну а на решетках король был просто помешан.

Кумиром короля был св. Лаврентий*(см. прим) - раннехристианский мученик, по христианской легенде сожженный римлянами на решетке-жаровне. Жестокий фанатик, царствование которого было золотым веком для инквизиции, Филипп II решил построить монастырь, который одновременно служил бы и королевским дворцом (король хотел жить в окружении монахов, а не придворных). Так возник Эскориал - огромное сооружение, построенное и разделенное в виде гигантской решетки. Как пишут историки, «в строгой геометрии плана отчетливо заметно «решетчатое» начало – дань уважения страданиям св. Лаврентия на раскаленной решетке и одновременно репрезентация «идеальной» структуры государства Филиппа II, защитника веры и союзника Церкви».

Монастырь-дворец Эскориал был построен так, чтобы набожный католический король, один из самых жутких мучителей в истории человечества, имел возможность видеть главный алтарь церкви прямо со своего ложа. Королевские покои, примыкающие к восточному приделу церкви, как бы «выпирают» из основной части ансамбля, размер у них меньше, чем у основного прямоугольника, поэтому их называют «рукоятью» решетки Святого Лаврентия. Увековечив таким образом память «гриль-мученика», фанатично религиозный король решил, что этого недостаточно для памяти Святого, и дополнительно повелел закрыть решетками окна всего Мадрида.

«Обрешетить» весь Мадрид король не успел, умерев в своем инвалидном кресле, а его наследники решетками не прониклись и даже отказались жить в королевских покоях Филиппа, не горя желанием всегда и непременно видеть перед собою главный алтарь и вечно помнить о поджаренном св. Лаврентии. Решетки в Мадриде ставить перестали (и куда только тотчас же подевались пресловутые культурные арабы?), а облегченно вздохнувшие горожане продолжили привычно выливать на улицу нечистоты.
Выливание помоев стало для горожан делом таким традиционным, что попытка весьма уважаемого в Испании короля Карла III (в XVIII веке!) запретить это любимое народное развлечение привела даже к волнениям и демонстрациям:

Как часто бывает, законодательные нововведения и попытки изменить устоявшиеся обычаи (в том числе привычку выливать помои на улицу) вызвали волну недовольства, кульминацией которой стала серия демонстраций протеста в Мадриде и ряде других провинций.
(Проект Эспаньола http://office.spain.ru/rus/espanola/kp/kp.php?did=3329" onclick="window.open(this.href);return false;)

Мыться после стольких лет христианских запретов Европа также научилась совсем недавно. Писатель Владимир Набоков вспоминает в своем мемуарном романе «Другие берега», что его спасением во время путешествий по Англии, Германии и Франции в 20-30-е годы XX века была резиновая походная ванна, которую он повсюду возил с собой. Ванные комнаты в Западной Европе - это в значительной мере достижение уже послевоенного времени.

Подробнее тут

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 03 авг 2015, 22:33
ХАС
Читал подобное не однажды, и всё же, мне кажется, добрая половина из этого - брехня.

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 04 авг 2015, 06:00
Stilet
Читал, что причиной нелюбви европейцев к мытью было опасение заразы. Они мылись теплой водичкой, не было у них традиции раскаленной бани, а традиции римских терм утратили. А теплая водичка идеальный источник перенесения заразы, чумы. Вот они и предохранялись редким мытьем

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 04 авг 2015, 09:43
andrei.schestopalov
Повсеместная вырубка европейских лесов привела к дефициту дров для подогрева воды.
Уголь в те времена был преимущественно древесный.
Нефть и газ не использовались.
А холодной водой мыться не привыкли. ;)
Вот и ходили чумазые. :lol:

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 07 авг 2015, 12:38
Вадим
1931. Отчет по линии торговой политики.
Изображение
По ссылке весь отсканированный документ: СССР против западных "партнеров"

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 19 авг 2015, 11:23
Stilet
4 самые экзотические колонии Российской империи
Спойлер
1. Гавайи

В 1815 году Российско-Американская компания (РАК), «заведовавшая» Аляской и Камчаткой, добилась соглашения с вождём гавайского острова Кауаи. По договору, тот вместе с подвластным ему населением поступал под покровительство России. Заведовал обустройством новой колонии немец на русской службе Георг Антон Шеффер. В 1816-1817 годах силами местных жителей были построены три крепости, названные в честь Александра I, его жены императрицы Елизаветы и Барклая-де-Толли (до наших дней сохранились лишь остатки каменного фундамента Елизаветинской крепости).
Река Ханапепе была переименована в Дон. Местные вожди получили русские фамилии (Платов, Воронцов). К сожалению, центральное правительство не оценило важность нового приобретения. Из Петербурга пришёл следующий вердикт: «Государь император изволит полагать, что приобретение сих островов и добровольное их поступление в его покровительство не только не может принесть России никакой существенной пользы, но, напротив, во многих отношениях сопряжено с весьма важными неудобствами». Так, созданная в рекордные сроки русская колония оказалась фактически брошенной на произвол судьбы. В отличие от царя Александра I, американцы очень даже оценили важность островов, и принялись активно выживать оттуда русских. В селении Ваимеа американские моряки предприняли попытку спустить российский флаг, но знамя защитили гавайские воины. 17 (29) июня 1817 года после вооруженного столкновения, в котором трое русских и несколько гавайцев были убиты, русские колонисты были вынуждены покинуть Гавайи и вернуться на Аляску.

2. Форт-Росс

Изображение

Русские колонии на Аляске — территории с суровым климатом — страдали от нехватки продовольствия. Чтобы улучшить ситуацию, в 1808-1812 годах были организованы экспедиции в Калифорнию для поиска плодородных земель. Наконец, весной 1812 года подходящее место было найдено. 30 августа (11 сентября) 25 русских колонистов и 90 алеутов основали укреплённое поселение, названное Росс. В то время Калифорнией владели испанцы, но территории практически не были ими колонизированы. Так, Сан-Франциско, находившийся в 80 км южнее русской колонии, был всего лишь небольшой католической миссией. Реальными хозяевами территории, на которой поселились русские, были индейцы. У них-то и были куплены земли за три пары штанов, два топора, три мотыги и несколько ниток бус. Крепость Росс была самым южным русским поселением в Северной Америке. В окрестностях стали появляться русские названия: река Славянка (совр. Russian river), залив Румянцева (совр. залив Бодега). За всё время существования крепость ни разу не подверглась нападению: испанцев, а с 1821 года мексиканцев поблизости практически не было, а с индейцами поддерживались более-менее мирные отношения. Всё время своего существования колония была убыточной для Российско-Американской компании, и в 1841 году её продали гражданину Мексики швейцарского происхождения Джону Саттеру.
Изображение

3. Русское Сомали

Изображение
10 декабря 1888 года из Одессы отплыл пароход со 150 терскими казаками-добровольцами на борту. Возглавлял отряд авантюрист Николай Ашинов. Целью экспедиции было заявлено сопровождение духовной миссии в христианскую Абиссинию (Эфиопию). В 1883 году Ашинов уже побывал в Абиссинии: выдав себя за представителя русского императора, он вёл переговоры с эфиопским негусом (императором) относительно политического и церковного сближения двух стран. 6 января 1889 г. отряд Ашинова высадился на берегу Французского Сомали (совр. Джибути). Французы полагали, что целью русской экспедиции действительно является Абиссиния, и не препятствовали русскому отряду. Но, к их удивлению, Ашинов нашёл в окрестностях заброшенный египетский форт Сагалло и стал там обустраиваться. Форт был переименован в Новую Москву или станицу Московскую, а земля на пятьдесят вёрст по берегу и сто вёрст вглубь объявлена российской территорией. Прибывший в крепость французский офицер потребовал в кратчайшие сроки покинуть Сагалло. Ашинов отказался. Франция тогда находилась в союзных отношениях с Россией, и местные власти не решились на самостоятельные действия по выдворению со своей территории, пусть и незваных, но представителей дружественной державы. Началась переписка между Парижем и Петербургом. Император Александр отреагировал на авантюру Ашинова довольно резко: «Непременно надо скорее убрать этого скота Ашинова оттуда... он только компрометирует нас, и стыдно будет нам за его деятельность». Авантюра Ашинова могла помешать успешно развивавшемуся процессу российско-французского сближения. Французскому правительству было сообщено, что Россия не будет против, если Франция примет меры по выдворению русского отряда со своей территории. Получив карт-бланш от русского правительства, французы направили к Сагалло эскадру в составе крейсера и трёх канонерок. После того, как Ашинов, очевидно не понимая серьёзности положения, вновь отказался подчиниться требованиям французов, те начали обстрел крепости. Несколько русских было убито и ранено. Наконец над Сагалло в качестве белого флага подняли рубаху Ашинова. Поселенцы были переданы прибывшему за ними русскому военному кораблю «Забияка», увёзшему их на родину.

4. Йевер

Изображение

На берегу Северного моря находится небольшой немецкий городок Йевер, в котором варят терпкое пиво Jever Pilsener. На этом пиве вполне могла быть надпись "Сделано в России" — дело в том, что когда-то этот город принадлежал Российской империи. С XVII веке город был во владении Анхальт-Цербстских князей. К этому же роду принадлежала и София Августа Фридерика, более известная у нас, как императрица российская Екатерина II. Поэтому, когда в 1793 году умер последний князь Ангальт-Цербстский, Йевер унаследовала его единственная сестра, царица Екатерина. Город стал частью Российской империи. Город оставался под российской короной до 1807 года, когда его оккупировал Наполеон. В 1813 году французские войска из города были изгнаны, и он вновь стал российским. Но ненадолго: в 1818-ом Александр I уступил его своим родственникам — герцогам соседнего Ольденбурга.

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 20 авг 2015, 16:34
Stilet
Интересная статья Судьба IX легиона
Спойлер
Среди всех легионов Римской империи вряд ли есть более популярный, чем Девятый Испанский. Это был старый, набранный на Пиренеях еще в республиканскую эпоху легион, участвовавший во множестве кампаний и походов. Однако известность он приобрел не благодаря своим победам и подвигам, но из-за несчастной судьбы: во II в. н.э. легион пропадает, вероятно, потерпев последнее поражение.
История любит не только победителей, но и неудачников; порой даже неясно, кого больше. Девятый легион стал неотъемлемой частью современной массовой культуры, он регулярно появляется в кино, книгах и комиксах. Так, в 2010 году в прокат вышло сразу два фильма, сюжет которых был тесно связан с гибелью легиона в северной Британии — «Орел Девятого легиона» и «Центурион».
Писатели, не ограниченные строгими рамками бюджетов и производственных мощностей, смелее обращались с потерянным легионом. За последние тридцать лет он попадал в параллельную реальность (наиболее реалистичный из всех вариантов), превращался в зомби, отплывал в Африку, чтобы основать город Новый Йорк, оказывался запертым в чистилище и — пожалуй, это был апогей литературной карьеры легионеров — похищался пришельцами, задумавшими создать расу сверхсильных воинов.
Все произведения о Девятом легионе строятся вокруг примерно одной и той же истории: легион, расквартированный на севере Британии, сражается с бриттами и терпит сокрушительное поражение, после которого прекращает свое существование.
Распространение этой «легенды» в современной британской культуре связано с книгой Розмари Сатклифф, писательницы большого таланта и трудной судьбы. Ее «Орел Девятого легиона» (фильм 2010 года, кстати, является вольной экранизацией книги) был опубликован в 1954 году и со временем стал настоящей классикой, на которой выросло не одно поколение детей.
Две ключевых для сюжета детали — захваченный орел и пропавший легион — появились в романе неслучайно. В 1853 году преподобным Джеймсом Джойсом во время раскопок в городке Силчестер (древняя Каллева атребатов) была сделана примечательная находка — небольшая бронзовая статуэтка орла. Джойс предположил, что эта статуэтка некогда украшала штандарт легиона, но потом попала в качестве трофея к бриттам и лишилась крыльев.
Современные исследователи однозначно считают, что к легионам (и тем более, к Девятому, который никогда не стоял лагерем в этих землях) находка отношения не имеет. Вероятнее всего, перед нами не самостоятельный артефакт, но уцелевшая часть от большой скульптурной композиции, изображавшей Юпитера. Увы, других частей скульптуры пока не обнаружено, так что о том, как выглядел Юпитер Силчестера, мы можем лишь догадываться.
Пропажу IX легиона обнаружили еще раньше, чем бронзового орла Каллевы. В 1732 году вышла книга «Римские древности Британии» английского антиквара Джона Хорсли. Автор, живший неподалеку от стены Адриана, скрупулезно собирал все свидетельства о присутствии римской армии на острове — в первую очередь, надписи на твердых материалах, в обилии встречающихся на местах длительной стоянки легионов и вспомогательных отрядов. Он первым обратил внимание на то, что с определенного момента история пребывания IX легиона в Британии обрывается. Недолго думая, Дж. Хорсли предположил, что легион погиб в боях с северными бриттами.
Эту идею поддержали ученые XIX – начала XX веков, уточнив время и обстоятельства гибели легиона. Он, как считалось, погиб в первые годы правления императора Адриана (117-119 гг. н.э.) в результате столкновения с восставшими бригантами, племена, обитавшими на севере Англии. Данная, «каноническая» версия исчезновения легиона выглядела правдоподобной; однако, как выясняется, что она (а вместе с ней и историческая основа романа Р. Сатклифф) может считаться лишь одной из версий исчезновения легиона.
Эта версия с течением времени выглядит всё менее вероятной. Чтобы понять, почему, следует пристально взглянуть на имеющиеся источники — прежде всего, сообщения античных авторов и данные надписей на твердых материалах.
Древние писатели ничего не сообщают о гибели IX легиона; благодаря произведениям Тацита мы знаем, что легион участвовал в покорении юго-востока Британии, понес серьезные потери во время восстания Боудикки (61 г. н.э.), дошел до Гравпийской горы (82/83 г. н.э.), где римская армия под командованием Юлия Агриколы разгромила союз северных племен. После этого легион в античной традиции не упоминается.
Немногим лучше обстоит ситуация с предполагаемым восстанием бригантов. Свидетельства об этом событии немногочисленны и не слишком ясны. О «разрушении бригантских хижин» как возможном развлечении римского воина говорил в одной из сатир Ювенал (сообщение датируется 128-131 гг. н.э., временем правления императора Адриана). Древнегреческий антиквар Павсаний указывал, что Антонин Пий, преемник Адриана, воевал против бригантов, совершавших набеги на лояльные Риму территории. Наконец, Фронтон (II в. н.э.) и автор биографии Адриана из «Истории Августов» (IV в. н.э.) сообщали, что в первые годы правления Адриана произошли столкновения с бриттскими племенами, не уточняя конкретные племена и потери, понесенные в результате этих конфликтов.
Наиболее наглядным следствием этих волнений стало сооружение сети укреплений («вала Адриана») в 120-х гг. н.э. После визита императора Адриана на остров, римская армия начала строительство цепи крепостей, фортов и сторожевых башен, соединенных стенами, валами и рвами. Всё это должно было усилить контроль над приграничными территориями и обезопасить провинцию от набегов и волнений.
Полного спокойствия на границах римской провинции так и не наступило: не помогли ни укрепления, ни экспедиции на север, предпринятые позже императорами Антонином Пием и Септимием Севером. Так, в надгробии III в. н.э., обнаруженном в окрестностях Эмблсайд (где некогда располагался римский форт Галава), говорится о том, что бывший легионер, Флавий Фусцин и его сын, Флавий Роман, занимавший пост актария («штабная» должность, связанная с обеспечением подразделения провиантом и фуражом), погибли от рук врагов — вероятнее всего, в результате внезапного нападения бриттов.
Итак, нет никаких сомнений, на северных рубежах римской Британии в первые десятилетия II в. н.э. было неспокойно. Риму приходилось следить за лояльностью покоренных племен (прежде всего, бригантов) и потенциальными угрозами с самого севера острова. Однако нельзя сказать, что эти угрозы представляли по-настоящему серьезную опасность; масштабы восстаний и войн с местными племенами были, как кажется, весьма ограниченными — основные проблемы в этом столетии Рим испытывал за пределами Британии, на границах с германскими племенами и Парфянским царством; а самое крупное восстание против римской власти произошло в Иудее в 132-135 гг. н.э. Сложно представить, что в стычках с бриттами, меньшими по размаху и кровопролитности, мог бесследно сгинуть целый легион.
Однако появление вала Адриана, независимо от того, какие именно проблемы предшествовали его возведению, является важным маркером в судьбе IX легиона. Можно с уверенностью утверждать, что к началу строительства стен и цитаделей, его в Британии уже не было.
Об этом мы знаем благодаря массовому и незаменимому в данной ситуации источнику — надписям. Любое подразделение римской армии, от вспомогательной когорты до легиона, оставляло за собой эпиграфический след. Он включает в себя посвящения богам на алтарях и отдельных вотивах, отчеты о строительной деятельности, клейма легионных мастерских, изготавливавших кирпичи и черепицу, надгробия, поставленные офицерами, солдатами, их родственниками и наследниками. Массовое присутствие подобных памятников в одном месте недвусмысленно указывает на расположение в нем военной части.
Благодаря надписям мы знаем, что к началу II в. н.э. Девятый легион обосновался в Йорке (древний Эбурак, тогда бывший легионной крепостью, позже станет колонией), контролируя тем самым северо-восточные регионы провинции. Последняя надпись из поселения, связанная с легионом, датируется 107-108 гг. н.э. и представляет отчет о строительстве крепостных ворот.
В сооружении укреплений Адрианова вала легион участия не принимал. Строительные работы легли на плечи солдат Шестого Верного легиона, базой которого после передислокации с континента стал Йорк. Девятый легион к этому моменту навсегда Британию покинул.
Его следы были обнаружены в окрестностях Неймегена (Нидерланды). Здесь, в постоянном легионном лагере в Гунерберге в первые десятилетия II в. н.э. появляются черепицы и посуда с клеймами Девятого легиона; он пришел на смену Десятому легиону, ушедшему на территорию современной Венгрии. Присутствие Девятого Испанского в регионе подтверждается и другими находками. На вилле в Эвийке, расположенной в 10 км от Гунерберга были обнаружены элементы конской упряжи с выдавленным указанием на легион, в котором служил ее владелец. На лечебных водах в районе Аахена побывал и поставил алтарь в честь бога Аполлона Луций Лициний Макр, занимавший пост префекта лагеря Девятого легиона. Поскольку в сферу ответственности префекта лагеря (третьего по старшинству офицера в легионе) входила разбивка легионного лагеря, поддержание повседневной дисциплины и регулирование вопросов снабжения, трудно допустить, что Макр оказался на континенте один, без легиона, рутинную жизнь которого он должен был контролировать.
Известны имена нескольких офицеров легиона, служивших в нем уже после ухода из Британии. Источником этой информации оказываются надписи, содержащие cursus honorum (перечисление основных этапов карьеры) представителей имперской элиты, своеобразные «трудовые книжки», высеченные в камне, по которым можно реконструировать, когда, где и кем служил заказчик надписи.
Так, Луций Эмилий Кар, наместник провинции Аравия в 142 г. и консул 144 г. н.э., начинал свою карьеру в должности военного трибуна Девятого легиона (которую занимали обычно 20-летние молодые люди) — учитывая, что на момент наместничества ему было 35 лет, то его служба в IX легионе приходится на 127 г. н.э. Младший современник, Луций Новий Криспин Марциал Сатурнин, консул 150 г. н.э., а до этого наместник провинции Африка, также был военным трибуном Девятого легиона — годы его службы приходятся на конец 120-х и начало 130-х гг. н.э. Наконец, известно, что консул 160 г., Квинт Нумизий Юниор, тоже начинал свою службу в Девятом легионе, следовательно, сам легион существовал в 130-140х гг. Более того, современным исследователям удалось установить имя одного из командиров легиона после 119 г. н.э. — им был Луций Анней Секстий Флоренций, который в конце 120-х гг. н.э. получил сначала должность наместника Нарбоннской Галлии, а потом — Аравии.
Таким образом, Девятый легион не погиб в Британии, но был переброшен на континент и существовал до 130-х гг. н.э. Известно также, что через тридцать лет, при Марке Аврелии, легиона уже не было: в большой надписи, перечисляющей действующие части римской армии он не упоминается, нет его и в более позднем (III в. н.э.) списке подразделений из «Всеобщей истории» Кассия Диона.
К сожалению, ничего больше о последних десятилетиях жизни легиона мы сказать не можем. Неизвестно, куда он был переброшен после Неймегена, где и с кем он воевал (если воевал вообще), по какой причине и когда именно был расформирован. Одной из существующих сейчас версий представляется «восточная»: после кратковременного пребывания в Гунерберге легион двинулся на восток, где мог принимать участие в подавлении иудейского восстания Симона Бар-Кохбы (и там погибнуть), а позже (в случае выживания в войне с иудеями) — в войнах с парфянами. Рассказывая о последних, Кассий Дион сообщает, что парфянский полководец Хосрой окружил и уничтожил целый римский легион. Увы, историк не счел нужным упомянуть номер и название этого легиона.
Существующие источники не позволяют дать ответы на большинство вопросов, касающихся судьбы Девятого легиона. Нам остается лишь надеяться, что находки новых источников — будь то надгробие, черепица с клеймами или «секретные документы имперского генштаба» — прояснят, почему легион исчез со страниц истории.
Читал в свое время "Орел Девятого легиона" Сатклиф. Оказывается вон оно как