Валери писал(а):Ap-p-p, с Вашего благословления есть 12 критерий
В итоге:
1. Автор, создавший новое направление в литературе - нашедший свою нишу и ставший в ней лучшим
2. Популярен у читателей не только в течении ряда лет, но и читаем другими поколениями с не меньшим интересом. (исправлен)
3. Произведения актуальны вне зависимости от времени ( в частности и об "общечеловеческих ценностях" по Хеллему, т.е. - без либерастии)
4. Герои произведений - любимы, узнаваемы; действия, обозначенные в произведениях - запоминающиеся, а авторские афоризмы - цитируются годы и века.
5.Количество публикаций и произведений не имеет значения (хоть 1).
6. Классик в литературе может быть современником читателей. (заменен)
7. Книга автора должна произвести сильное впечатление, желание перечитать, а перечитывая ее, в ней можно найти что-то новое. (восстановлен)
8.Классик отечественной литературы не обязан быть классиком мировой сокровищницы.
9.Автор - есть образец для подражания, имеет характерные черты, произведения его стильны.
10.Классиком может быть не только положительный образец, но и отрицательный - как НЕЛЬЗЯ писать!
11. Классиком считается автор оказавший влияние на последователей, которые, развивая его "направление" в литературе, вполне могут его и превзойти. (добавлено)
12. Познавательный элемент в произведении истинного классика отличается умеренной энциклопедичностью, т.е. этот элемент тонко вплетен в сюжет и есть его гармоничным дополнением.
Мне из этого списка основополагающими представляются пункты 3, 9 и 12. Все остальные из них могут вытекать, а могут и нет. Особенно пункт 9, я согласна с Рейденом, что классика – это в первую очередь образец, эталон. Это нечто единое, неделимое, целостное, на что идет ориентация и в пространстве, и во времени. Классика - это то, что задевает наши самые глубокие струны души. Независимо от национальностей и времен. Но каким должно быть произведение, чтобы стать эталонным, образцовым? На этот вопрос в вышеперечисленных критериях нет ответа. Почему Шолохов – классика, а Донцова – нет? Почему мы сразу знаем, прочитав произведение – классика это или нет? Почему мы сразу чувствуем, будет ли оно актуально долгое время, или нет? Значит, есть какие-то критерии, на которые мы ориентируемся...
Популярность? Совсем не обязательно. Очень часто слово "популярный" используется чуть ли не как антоним слова "классический". Классическая музыка, популярная музыка... У нас в библиотеке на общем доступе стоят детективы, любовные романы, фантастика и все такое прочее. А классика - в хранилище. Почему? Не пользуется спросом...
Я думаю, что классическое произведение – это то произведение, которое, говоря простым языком, берет за душу, резонирует в душах самых разных людей. Оно несет какие-то вечные ценности, оно написано с несколькими уровнями глубины, оно объемно. По мере развития человек может воспринимать все более глубокие уровни. Когда читаешь такое произведение, возникает чувство, что герои реальны, что они живые. Оно обязательно познавательно (зря тут раскритиковали этот критерий :!: ), потому что, прочитав такое произведение, человек открывает для себя новые грани жизни и своей личности, начинает лучше понимать мир и свое место в нем, находит недостающие кусочки мозаики и складывает их в картинку. Такое произведение хочется перечитывать, каждый раз открывая в нем что-то новое. Оно всегда правильно морально и душевно ориентировано, и указывает путь к любви. Написать классическое произведение может человек духовно и душевно зрелый. С помощью таких произведений моральные и нравственные ценности передаются из поколения в поколение, на них учатся. Они показывают и делают очевидными скрытые закономерности бытия, но чтобы их отразить, надо уметь видеть самому. Они дают ориентир для развития человека. Они уравновешенны и гармоничны. Они красивы.
В общем, если подвести итог, то мои критерии такие

:
1. Жизненность и объемность.
2. Уравновешенность и гармоничность
3. Красота изложения
4. Обучающий момент, ориентация на развитие человека, вечные ценности
5. Многоуровневость – одновременно с внешней сюжетной линией идет раскрытие душевных и духовных компонентов
6. Взаимосвязанность всех компонентов, целостность, единство.
И вот если произведение отвечает этим условиям, то тогда:
1. Автор, создавший новое направление в литературе - нашедший свою нишу и ставший в ней лучшим
2. Популярен у читателей не только в течении ряда лет, но и читаем другими поколениями с не меньшим интересом. (исправлен)
3. Произведения актуальны вне зависимости от времени ( в частности и об "общечеловеческих ценностях" по Хеллему, т.е. - без либерастии)
4. Герои произведений - любимы, узнаваемы; действия, обозначенные в произведениях - запоминающиеся, а авторские афоризмы - цитируются годы и века.
5.Количество публикаций и произведений не имеет значения (хоть 1).
6. Классик в литературе может быть современником читателей. (заменен)
7. Книга автора должна произвести сильное впечатление, желание перечитать, а перечитывая ее, в ней можно найти что-то новое. (восстановлен)
8.Классик отечественной литературы не обязан быть классиком мировой сокровищницы.
9.Автор - есть образец для подражания, имеет характерные черты, произведения его стильны.
10.Классиком может быть не только положительный образец, но и отрицательный - как НЕЛЬЗЯ писать!
11. Классиком считается автор оказавший влияние на последователей, которые, развивая его "направление" в литературе, вполне могут его и превзойти. (добавлено)
12. Познавательный элемент в произведении истинного классика отличается умеренной энциклопедичностью, т.е. этот элемент тонко вплетен в сюжет и есть его гармоничным дополнением.