Можете мне, конечно, рассказать затертый баян про то, что история не терпит сослагательного наклонения. Но я все же рискну продолжить тему о вероятности высадки морского десанта и угрозе взятия Петербурга французами летом 1812г.

Напомню, что по одной из версий о причинах Наполеоновских войн в Европе было стремление Наполеона нагнуть Англию. Еще в 1797г он планирует высадку на Британские острова. Причем подготовка проводится достаточно скрупулёзно.
http://www.museum.ru/museum/1812/Librar ... index.htmlУчитывая требования времени и желания правительства, Бонапарт написал Директории письмо, в котором собственные взгляды на удивление точно совпадали с общественным мнением: «Для нашего правительства крайне необходимо уничтожить английскую монархию. В противном случае от склонного к интригам островного народа следует ожидать нашего собственного уничтожения. Сейчас наиболее подходящий момент. Сосредоточим наши усилия на флоте и разрушим Англию! Как только это произойдет вся Европа будет лежать у наших ног».
Светские интриги и раунды, также как и уговоры Талейрана по поводу Египта мало занимали Бонапарта. Главная его забота в это время – организация английской кампании. По приезду в Париж он активно занимается этим делом и 14 декабря Бонапарт завершил разработку предварительного плана. План этот состоял себя 8 пунктов:
1. Эскадра вице-адмирала Брюея (5 французских и 6 венецианских линкоров, 2 французских и 3 венецианских фрегатов и 3 малых корабля) должна незамедлительно покинуть Корфу и идти в Брест.
2. Такой же приказ получили, стоящие в Тулоне, 5 линкоров французского флота.
3. Морское министерство должно максимально ускорить оснащение, находящихся в Бресте 34 линкоров.
Вооружения кораблей и доукомплектование их командами должно быть закончено к середине марта.
4,5. Соответствующие директивы получили флоты союзных Франции держав – Испании и Голландии.
6. Франция 10 августа 1797 г. подписала с Португалией мирный договор, который к этому времени ратифицировали обе палаты французского парламента, но португальская королевская династия фактически блокировала выполнение договора. Морские порты страны по-прежнему использовались как базы английского военного флота. Для нейтрализации Португалии планом предусматривалась отправка туда через Испанию французского воинского контингента численностью 10 дивизий. Цель операции – захват Португалии.
7,8. Вопросы финансирования. Для финансирования кампании планом предусматривалось выпуск новых банкнот по 1000 франков. Правительство надеялось таким образом получить дополнительно 80 миллионов франков. Оставшиеся средства рассчитывали получить в Швейцарии и в Риме.
Согласно плану для десанта на Британские острова Бонапарт предусматривал армию из пяти дивизий численностью 42000 человек пехоты и 4600 кавалеристов.
Ничто не ускользало от внимания командующего английской армией. Для детального изучения обстановки в прибрежной полосе и во французских портах, прежде всего в Бресте, Бонапарт послал на северное побережье двух инженеров. Сверх того, недостаточно досконально знать положения на собственной территории, необходимо ещё точно знать положения дел в местах предполагаемой высадки. С этой целью, с целью изучения обстановки на английском побережье, Бонапарт послал в Англию несколько агентов.
То есть Наполеон изначально определил, что его главный враг и враг Франции – это Англия и последующие его действия– это попытки нейтрализовать влияние Англии в Европе и устранить ее с мировой политической арены.
Соответственно войны и различные мирные и союзные соглашения были направлены именно на это.
http://www.museum.ru/1812/library/Sitin/book1_16.htmlЕсли на суше Наполеон не знал достойного себе противника, то на море он явился в лице Нельсона. Нападая повсюду на французский флот, захватывая французские торговые суда, англичане в то же время возбуждали европейские державы продолжать войну с Наполеоном и снабжали их огромными денежными субсидиями. Император Александр I вступил также в союз с Англией и принял участие в европейской коалиции. Внутренний смысл всех последовавших затем событий заключался не в войне Франции с той или другой державой, а в борьбе Наполеона с Англией из-за мирового владычества на море.
Со своей стороны, Наполеон нуждался в союзнике для войны против Англии, но такового по весьма понятным причинам найти не мог. Старые монархии могли подчиняться силе оружия, подписывать унизительные договоры, вроде Кампо-Формийского, но ни доверия, ни уважения, ни искренности Наполеону, выскочке, исчадию революции, ждать было нечего.
Отсюда создалось совершенно особое положение для политики Бонапарта: Европа не хочет союза с Францией, надо ее к этому принудить.
Единственным, совершенно добровольным союзником против Англии неожиданно оказался император Павел I, сразу изменивший свой взгляд на Наполеона-консула благодаря его рыцарскому поступку [1].
Так вот. Наиболее весомым соглашением к 1812г. был Тильзитский мир 1807г, по которому Россия становилась союзником Франции по континентальной блокаде. Так же союзниками Франции были Дания и Швеция.
Но как показало время в результате присоединения к континентальной блокаде, Россия стала нести большие экономические потери, из-за снижения торговых отношений с Англией. Поэтому Россия стала всячески саботировать и обходить континентальную блокаду. Не нарушая условий присоединения впрямую
http://www.museum.ru/museum/1812/Librar ... index.html
Соответственно, Наполеону это явно не нравилось, но ситуация никак не исправлялась. Соответственно не видя возможности решить проблему дипломатическим путем, стороны начали готовиться к войне. Причем подготовка началась ориентировочно с 1810г причем одновременно. Наполеон начал стягивать силы к русской границе.
Александр – формировать армии сдерживания. К июню 1812 стороны в принципе сложилась следующая ситуация и расположение
Вот силы французов:
http://www.museum.ru/1812/War/Sostav_fra/index.html
http://www.museum.ru/museum/1812/War/Gr ... index.html
Вот силы русских:
http://www.museum.ru/1812/War/Sostav_rus/index.html
http://www.museum.ru/1812/library/Sitin/book3_13.html
Наглядное расположение войск и их продвижение:Подробности расположения были следующие.
I-я западная армия Барклая-де-Толли: 1-й корпус Витгенштейна у Кейдан, 2-й кор. Багговута у Оржишек, 3-й кор. Тучкова 1-го у Новых Трок, 4-й кор. графа Шувалова у Олькеник, 5-й кор. великого князя Константина Павловича (в последствии Лаврова) у Свенцян, 6-й кор. Дохтурова у Лиды. Кавалерия стояла сзади: 1-й кав. корпус Уварова в Вилькомире, 2-й кав. кор. Корфа в Сморгони, 3-й кав. кор. графа Палена 2-го у Лебиоды; только летучий корпус Платова стоял немного впереди, у Гродны. 1-я армия 120.000 чел. была на фронте от Россиен до Лиды в 200 верст.
II-я западная армия князя Багратиона: 7-й корпус Раевского у Ново-Двора, 8-й кор. Бороздина у Волковиска, 4-й кавалер. кор. Сиверса у Зельвы, летучий отряд Иловайского 5-го выдвинут к Белостоку. Потом прибыла к армии 27-я пех. дивизия Неверовского. II-я армия 45.000 чел. занимала от Лиды до Волковиска — 100 верст.
III-я резервная обсервационная армия Тормасова — пехотные корпуса: Каменского, Маркова, Сакена и кавалер. корпус графа Ламберта и летучий отряд — всего около 46.000 чел. в окрестностях Луцка, к югу от Полесья.
Во второй линии за армиями стояли 2 резервных корпуса: 1-й Меллера-Закомельского у Таранца и 2-й Эртеля у Мозыря.
Это стратегическое развертывание указывает на стремление перехватить войсками три главнейших операционных направления к северу от Полесья: 1) Тильзит — Рига — Нарва — Петербург; 2)Ковно — Вильна — Смоленск — Москва и 3) Гродно — Минск — Могилев — Калуга — Москва, и операционное направление к югу от Полесья.
http://www.genealogia.ru/projects/maps/ ... in_jpg.htm
Соответственно 12(24)июня Наполеон перешел Неман, начав вторжение в Россию. Не буду описывать историю 1812г.
В данном контексте нас интересует эпизод похода корпуса Удино в направлении Санкт-Петербурга.
http://www.museum.ru/1812/library/Sitin/book3_20.htmlСеверное направление
На север Российской империи Наполеон направил 10-й корпус маршала Макдональда, состоявший из 32 тысяч пруссаков и немцев. Его целью было взятие Риги, а потом, соединившись со 2-м корпусом маршала Удино (28 тыс.), ударить на Петербург.
Остовом корпуса Макдональда являлся 20-тысячный прусский корпус под командованием генерала Граверта (позже Йорка).
Макдональд подступил к укреплениям Риги, однако, не имея осадной артиллерии, остановился на дальних подступах к городу. Военный губернатор Риги Эссен сжег предместья и заперся в городе с сильным гарнизоном. Стараясь поддержать Удино, Макдональд захватил оставленный Динабург на Западной Двине и прекратил активные действия, поджидая осадную артиллерию из Восточной Пруссии. Пруссаки корпуса Макдональда старались избегать активных боевых столкновений в этой чужой для них войне, однако, если ситуация угрожала «чести прусского оружия», пруссаки оказывали активное сопротивление, и неоднократно с большими потерями отбивали вылазки русских из Риги.
Удино, заняв Полоцк, решил обойти с севера отдельный корпус Витгенштейна (25 тысяч), выделенный 1-й армией Барклая при отступлении через Полоцк 16 июля, и отрезать его от тыла. Опасаясь соединения Удино с Макдональдом, Витгенштейн 30 июля атаковал не ожидавший нападения и ослабленный маршем на 2/3 корпус Удино в бою при Клястицах и отбросил его обратно к Полоцку. Победа позволила Витгенштейну атаковать Полоцк 17—18 августа, однако корпус Сен-Сира, своевременно направленный Наполеоном в поддержку корпусу Удино, помог отбить атаку и восстановил равновесие.
Удино и Макдональд завязли в вялотекущих боевых действиях, оставаясь на месте
Это то что было и в принципе знают все, мало-мало знакомые с историей 1812г.
А вот теперь собственно и суть. Была ли возможность в июне 1812 высадить корпус Удино морским десантом в тылу 1 Западной армии Барклая? Тем самым практически открыв дорогу на Петербург.
Попробуем разобраться. На самом деле у Наполеона к тому времени был опыт морских десантных операций.
Это десант на Мальту и Египет, захват Крита и Корфу. Поэтому и «Булонская экспедиция» не на пустом месте делалась, то что она не получилась – это просто неблагоприятный расклад, который к несчастью французов грамотно использовал Нельсон …
Для того чтобы осложнить и без того не лучшую ситуацию для русских, я считаю целесообразным было высадить крупный десант на северном берегу Рижского залива. Наиболее благоприятным для этого я считаю порт Пярну (тогдашний Пернов)., во-первых это все-таки порт, причем имеющий даже большее значение чем Таллин, а во-вторых, несмотря на то что это весьма укрепленный город еще шведами, он отличается длинными песчаными пляжами, удобными для одновременной высадки большого количества войск. Потом маршем идти по направлению Пернов – Юрьев – Нарва – Гатчина – Петербург, это около 350 км, создавая угрозу северной столице.
И в этом случае получается, что армия Барклая стоит у Немана против Наполеона, сам Александр – в Вильно. Корпус Витгенштейна еще входит в состав 1 армии. Выходит, что единственная защита от корпуса Удино – это питерский гарнизон да 12 000-ный корпус Штейнгеля стоящий в Финляндии, а значит, ему тоже надо около 300 км пройти чтобы успеть в Петербург.
Значение такого марша на ход войны вообще трудно представить
Но чтобы мероприятие удалось его надо соответственным образом подготовить.
В первую очередь надо определить порт, из которого пойдет конвой. Наиболее подходящий – это Гданьск, как самый крупный и самый близкий к месту высадки.
Теперь каково необходимое количество кораблей для такого мероприятия? При Египетской операции 30 000 войск Наполеона перевозило 350 кораблей. (примерно 100 человек на судно)
http://www.museum.ru/1812/library/tarle/part03.html19 мая 1798 г. все было готово: флот Бонапарта отплыл из Тулона. Около 350 больших и малых судов и барок, на которых разместилась армия в 30 тысяч человек с артиллерией, должны были пройти вдоль почти все Средиземное море и избежать встречи с эскадрой Нельсона, которая расстреляла бы и потопила их.
Да и при планируемой высадке в Англию в 1805м на 130000 войск было 2100 кораблей.(примерно 62 человека на судно)
В 1805 г. численность войск, предназначенных для десанта в Англию, была доведена до 130 тыс. человек, число транспортов и канонерских лодок достигло 2100 единиц, а готовность десанта к высадке путем постоянных тренировок была доведена до того, что для его посадки на суда требовалось всего 2 часа.
http://www.morskoe-sobranie.ru/?page=traf
Следовательно, можно принимать соотношение 70-100 человек на судно. Таким образом, для десанта в Эстонию численностью 40-45 тыс. чел надо около 400-450 бортов. Вопрос, где их взять? Мы знаем, что подготовка к русской кампании заняла примерно два года. Мы также знаем, что транспортный флот французов, который был запланирован к перевозке войск в Англию, не был уничтожен при Трафальгаре. Еще мы знаем, что больше количество транспортных судов было у Пруссии..
То есть если начать подготовку к операции заблаговременно, можно часть транспортов получить у Пруссии, часть у Дании, часть перегнать из Лиля, Кале и Булони. Таким образом, видим, что в наличии есть необходимое количество бортов.В 1808 г. и в начале 1809 г. регулярные отчеты о прибытии торговых кораблей в Кронштадский порт в газетах отсутствуют, зато приведены суммарные данные о приходе кораблей за эти годы во все российские порты.
За навигацию 1808 г.[5] всего прибыло 1144 корабля, в т.ч.: в Кронштадт – 65, в Выборг – 2, в Ревель – 9, в Ригу – 232, в Либаву – 51, в Виндаву – 2, в Архангельск – 88, в Астрахань – 14, в Одессу – 325, в Евпаторию – 157, в Феодосию – 92, в Таганрог – 101, в Балаклаву – 6. Из них в балтийские порты пришло кораблей: 47 американских, 18 любских, 92 прусских, 24 гданьских, 35 мекленбургских, 28 папенбургских, 29 гамбургских, 32 книпгаузенских, 26 бременских, 12 ольденбургских, 2 висмарских, 1 стральзундский, 4 померанских, 3 волгастерских, 1 грейфсвальдский и 15 российских. В североморские порты пришло кораблей: 16 американских, 32 датских, 1 прусский, 2 любских, 10 гамбургских, 3 бременских, 6 папенбургских, 1 книпгаузенский, 1 мекленбургский и 16 российских. В черноморские порты пришло кораблей: 87 французских, 96 итальянских, 391 турецкий, 10 австрийских, 39 греческих, 4 рагузских, 1 ионический и 53 российских.
За навигацию 1809 г.[6] всего прибыло 1606 кораблей, в т.ч.: в Кронштадт – 376, в Выборг – 1, в Нарву – 9, в Гапсаль – 1, в Ревель – 22, в Ригу – 704, в Пернов – 14, в Аренсбург – 2, в Либаву – 94, в Виндаву – 6, в Архангельск – 148, в Онегу – 13, в Баку – 15, в Одессу – 116, в Евпаторию – 18, в Феодосию – 20, в Таганрог – 20. Из них в балтийские порты пришло кораблей: 74 американских, 285 прусских, 53 любских, 1 португальское, 8 датских, 123 мекленбургских, 80 гамбургских, 64 гданьских, 59 бременских, 2 висмарских, 19 ростокских, 30 ганноверских, 36 ольденбургских, 179 папенбургских, 15 книпгаузенских, 31 шведский, 118 померанских, 2 французских, 3 голландских, 1 эмденское, 1 эверское и 45 российских. В североморские порты пришло кораблей: 2 прусских, 12 датских, 5 любских, 21 американский, 38 гамбургский, 2 гданьских, 15 бременских, 2 ростокских, 3 ольденбургских, 1 мекленбургский, 37 папенгаузенских, 3 книпгаузенских, 1 португальский и 19 российских. В черноморские порты пришло кораблей: 22 французских, 3 итальянских, 8 греческих, 115 турецких и 26 российских
Может возникнуть вопрос, а что же англичане будут спокойно смотреть, как французы перегоняют транспорты из Булони на Балтику? Возможно нет. Но самое интересное, что после Трафальгара не только французский флот не замечен в крупных морских операциях, но так же и английский! Есть данные, позволяющие считать что английский флот, несмотря на захваченные у Дании в 1807г при налете на Копенгаген 18 линкоров также не участвовал в крупных морских операциях в Европе.
Английский адмирал лорд Катберт Коллингвуд, один из величайших мореплавателей своего времени, неоднократно докладывал Нельсону и Адмиралтейству о плачевном состоянии английских линейных кораблей. Историки писали, что Англия не в состоянии была не только победить, но и участвовать еще в одном сражении, подобном Трафальгарскому, без того чтобы "очистить королевский флот от гнили". Эта задача, несомненно, потребовала бы от английского правительства огромных расходов.
http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/SCIAM/SPAIN/SPAIN.HTM
Это подтверждается тем, что стоимость ремонта только одного флагмана составила огромные деньги, что уж говорить о всем флоте.
http://www.fullsail.netfirms.com/vic.htmVictory стал флагманским кораблем британского военно-морского флота и принял участие во многих сражениях под флагом таких прославленных английских адмиралов, как Кеппель, Худ, Хоу. В 1798 г. Victory исполнилось 20 лет, и его решили исключить из числа боевых кораблей. Ветерана британского военно-морского флота превратили сначала в госпиталь, а потом в плавучую тюрьму. Казалось, корабль был обречен на полное забвение. Однако в 1799 г. эксперты Адмиралтейства, осмотрев корпус, решили, что "Victory" еще рано списывать и вновь перевели его в ранг боевого корабля. Прежде чем возвратить корабль боевому флоту, его поставили на ремонт (тимберовку). Капитально заделали старые раны, а главное - избавили "Victory" от лишних украшений, которые только мешали во время боя: сняли громоздкую носовую фигуру, заменив ее довольно миниатюрным украшением в виде двух херувимов, поддерживающих королевский щит и корону, а также убрали знаменитые кормовые балконы. Ремонт длился свыше трех лет и обошелся в 70 000 фунт, ст., что на 10% превысило стоимость постройки.
Кроме того, значительные силы английского флота к 1812 г гонялись за американскими каперами, многие из которых были французского происхождения. Фактический предводитель американских каперов был Жан Лафит, который каперствовал в Атлантике с 1807г
http://berkovich-zametki.com/2007/Zamet ... abich1.htm
http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet ... 005482.htmВойна 1812. Эпохи расцвета американское каперство достигло во время Англо-американской войны 1812-1814, когда каперские свидетельства были выданы более чем 500 судам, которые, по оценкам историка Махана, взяли в общей сложности 1344 приза. Британской торговле был нанесен урон в ее же водах, причем такой чувствительный, что страховые тарифы за пересечение Ирландского моря подскочили до беспрецедентной отметки в 13%
Да и блокады французских портов и портов союзников как выясняется, как таковой не было, учитывая количество транспортов, которые пришли из этих портов в Россию в самый разгар блокады.
Теперь, о других противниках.
Швеция имеет самый сильный на Балтике флот. Но занимает выжидательную позицию.
:http://www.diphis.ru/index.php?option=c ... w&id=86#15"Уже с лета 1810 г. началась пока еще медленная, но постепенно все ускорявшаяся подготовка обеих империй к войне".
Кстати, тут и о Швеции тоже:
"Что касается Швеции, то Бернадотту было сделано два предложения. Наполеон предлагал Швеции Финляндию в случае, если Швеция выступит против России, а Александр — Норвегию, если Швеция выступит против Наполеона. Бернадотт, взвесив выгоды того и другого предложения, склонился на сторону Александра не только потому, что Норвегия богаче Финляндии, но и потому, что от Наполеона Швецию ограждало море, а от России — ничто. Наполеон впоследствии говорил, что ему следовало отказаться от войны с Россией уже в тот момент, когда он узнал, что ни Турция, ни Швеция воевать с Россией не будут"
Да, в те времена ВСЕ готовились к войне, она была неизбежна в силу экономических причин. Но в том то и дело, что шведы сидят в нейтралитете на тот момент, и им от обеих сторон сделаны реальные предложения. Если Наполеон вскоре после начала войны объявил бы на весь мир, что его войска сидят в Санкт-Петербурге, то скорее всего те, кто были нейтральны моментально выступили бы на стороне Наполеона против России. Это и Швеции касается и Турции.Ведь несмотря на то, что за месяц до вторжения Наполеона Россия заключила со Швецией союзный договор, Швеция не сделала никаких попыток что-то противопоставить Франции. Следовательно, в случае, каких либо действий со стороны Франции против России можно ожидать, что Швеция ничего не предпримет.
Теперь о русском флоте.
Русский флот на тот момент находится в упадке.
http://www.poluchi5.ru/001588-2.htmlВ годы русско-турецкой войны (1806-1812) Дмитрий Николаевич, командуя русской эскадрой в Средиземном море, разгромил турецкий флот в Дарданелльском и Афонском сражениях. В сентябре 1809 г. экипажи российской Средиземноморской эскадры прибыли в Ригу. Из принятых англичанами судов только два в 1813 г. возвратились в Россию, остальные же пришли в полную ветхость. К моменту возвращения этих кораблей на Балтику русский флот находился в состоянии упадка: корабли держали в гаванях, они ветшали и гнили, а новые суда строили в малом количестве и из сырого леса. Их срок службы был не более шести лет, в то время как корабли такого же ранга, построенные в Швеции из добротного, выдержанного, сухого леса, находились в строю до двадцати лет. Ни один из самодержцев России не принес отечественному флоту столько вреда, сколько Александр I. Лишь в середине 20-х годов XIX в. (то есть после его смерти) состояние Российского военно-морского флота начало улучшаться ...
Де Траверсе, хоть и показал себя очень хорошо в сражениях с турками на Черном море, будучи морским министром ведет себя до нельзя странно: флот при нем ветшает, новых кораблей не строится и не закупается, ремонта матчасти не производится, а сам флот дальше Кронштадта не ходит. «Маркизовой лужей» эту часть Финского залива не зря ведь моряки прозвали…
Эти действия де Траверсе могут навести на мысль, что он был агентом влияния. Может Англии, а может даже и Франции… То есть действий русского флота тоже можно не опасаться...
То есть ситуация такова: на начало июня 1812г Дания, Россия союзники Франции в войне против Англии, а Швеция союзник России. До вторжения – все союзники. А английского флота на Балтике нет.
Выходит что? Выходит, что конвою на Балтике ничто не угрожает. И военное прикрытие может быть минимальным, А можно обойтись вообще без него.
Тем не менее, подготовку к десанту следует проводить соблюдая режим секретности. Одновременно подготовить дипломатическое прикрытие, поскольку факт подготовки не пройдет незамеченным: Дания запросит помощи от некоего английского десанта, который якобы готовит Англия. Франция для переброски войск подготовит необходимое количество судов, и сосредоточит их в Гданьске. К Гданьску же с русской границы будет отведен корпус Удино. Всем союзникам по секрету будет сообщено, что это для защиты острова Зеландия от английского десанта (тем более что Англия в тоже время действительно готовит десант во Флориду).
У Франции кстати был уже опыт по дезинформации противника, как раз перед Трафальгаром
А чтобы действительно десант стал неожиданностью, надо сделать так чтобы десант высадился одновременно с вторжением остальной армией.С целью дезинформации англичан французы распространяли слухи о том, что готовится новое вторжение в Египет. Вице-адмирал Г.Нельсон, не зная планов Наполеона, все время предполагал, что вице-адмирал П.Ш.Вильнёв пойдет опять в Египет, и, находясь в порту Пальма (на о.Майорка), непростительно пропустил П.Ш.Вильнёва сначала в Картахену, а затем в Кадис.
Высадку надо производить в районе крепости Пярну, во-первых, потому что там есть длинный песчаный пляж, а во-вторых это все-таки порт. Так как это еще и укрепленная крепость – то нужно подготовить к моменту высадки в городе мятеж, для того чтоб отвлечь гарнизон от всяческих фантазий в отношении десанта, а в лучшем случае – взять город.
Затем по направлению Пернов – Юрьев – Нарва – Петербург по возможности быстро выйти к Петербургу. При невозможности его взять – уходить к Полоцку на соединение с основными силами.
Одновременно корпуса Макдональда и Сен-Сира двигаются на подмогу Удино. (хотя честно сказать вместо Удино командовать десантом лучше назначить Сен-Сира, по темпераменту он активнее)
Если брать временные показатели – то 4 дня на движение от Гданьска до Пярну, один день на высадку (в свое время Наполеон натренировал 130000 войск высаживаться за два часа

Если в войну вступит Швеция – то она может во-первых блокировать русский флот в Финском заливе, а во-вторых направить войска к Петербургу, что либо задержит корпус Штейнгеля в Финляндии, либо могут подойти на усиление корпуса Удино.
Конечно, известие о высадке Удино в Пярну вызовет растерянность в русском лагере (там и так –то хаос царил, а тут такое!!!) Барклай будет вынужден значительную часть войск, которых и так не избыток отправить на перехват Удино в направлении Петербурга, и постараться его перехватить может быть у Нарвы. Потому что все будут понимать политическое значение факта присутствия французов под Петербургом.
Вывод: на июнь 1812 г у Наполеона были все возможности провести военно-морскую операцию по высадке десанта под Пярну. И этот десант мог сыграть очень большую роль в войне. Но дело в том, что усилий по подготовке этой операции нужно не меньше, чем для подготовки основного вторжения. А если Наполеон был уверен, что он и без десанта справится, то в этой ситуации действительно ни к чему затевать ее, тратить ресурсы на ДВЕ операции, вместо подготовки к одной
Да и потом, до этого Наполеон проводил либо только наземные операции, либо только морские десантные, делать и то, и другое типа основной удар, отвлекающий удар, стратегические клинья и пр. стали широко применять стали значительно позже.