Страница 10 из 62

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 23 мар 2015, 16:24
Вадим
Малоизвестные страницы ВОВ
«Ленд-лиз» из Монголии оказался в Великую Отечественную существенной помощью воюющему СССР

Вторая мировая была не только первой на свете войной моторов, но и последней великой войной кавалерии и лошадей. Лошадь в буквальном смысле слова вытянула на себе ту войну, причем по обе стороны фронта.

Война кавалерий.

Накануне 22 июня 1941 года на стрелковую дивизию РККА полагалось по штату 3039 лошадей. Но в германском «вермахте» еще больше – по штату в их пехотной дивизии было свыше 6000 (шести тысяч) лошадей. Всего в вермахте к моменту вторжения в СССР использовалось более одного миллиона лошадей, 88% которых находилось в пехотных дивизиях.
Спойлер
В отличие от автомобилей лошади, как тягловая сила, имели тогда целый ряд преимуществ – лучше передвигались по бездорожью и условным дорогам, не зависели от поставок топлива (а это очень большая проблема в военных условиях), могли долгое время обходиться подножным кормом, да и сами иногда были еще каким кормом…
Мудрый Семен Михайлович Буденный был вполне прав, когда говорил в 1930-е, что лошадь на войне себя еще покажет. Тогда, в 1940-е, на бездорожье Восточной Европы лошадь сыграла свою безальтернативную роль – время массовых гусеничных вездеходов-амфибий пришло куда позже.
К началу войны численность лошадей в РККА составляла 526,4 тысячи. Но уже к 1 сентября 1941 года – в армии было 1 млн 324 тысячи этих четвероногих копытных.
В дальнейшем число лошадей, обслуживающих войну, только увеличивалось – максимальное их единовременное количество в нашей армии превышало 1,9 млн.

Естественно, лошадей точно также убивали в ходе боевых действий, они погибали от переутомления, голода и т.п. Если уж статистика людских потерь имеет разночтения, то статистика лошадиных потерь тем более. Считается, что за время Великой Отечественной войны на полях сражений погибло более миллиона лошадей. Потери немцев в лошадях, как минимум, не меньше.
За первый год войны СССР потерял почти половину своего лошадиного поголовья – если к июню 1941 года в нашей стране насчитывалось 17,5 млн лошадей, то к сентябрю 1942 года на территории, контролируемой СССР, осталось всего 9 млн лошадей, включая молодняк, т.е. жеребят, не способных работать, но способных только есть.
Но что еще хуже в военных условиях – экстренно нарастить поголовье рабочих лошадей это куда труднее, чем увеличить производство автомобилей. Ведь чтобы жеребенок стал способен хоть к какой-то работе, требуется время, которое ну никак не сократить никакими денежными вложениями или технологиями.
Полмиллиона лошадей для фронта

И вот с началом Великой Отечественной войны у СССР оказался единственный сторонний источник лошадей – Монголия. Большевики когда-то в 1920-е по сути сами и создали эту «социалистическую» республику из глухой окраины бывшей Цинской империи, заодно вылечив монголов от почти поголовного сифилиса. Сифилисом там с начала ХХ века болело до половины населения: при помощи советских врачей эту эпидемию в начале 1930-х остановили, а со временем и ликвидировали.
Помимо того что МНР была советским плацдармом против японского Маньчжоу-Го, она еще сыграла – без сомнения – важнейшую роль в сохранении необходимой подвижности советской армии в годы Великой Отечественной
Монголия страна кочевая и лошадей, по сути диких, вольно пасущихся в степях, там было больше, чем людей. Поставки лошадей из Монголии начались уже в 1941 году. А с марта 1942 года монгольские власти начали плановое «заготовление» лошадей для СССР.
За четыре года войны Советскому Союзу было поставлено 485 тысяч лошадей-«монголок». По другим источникам – чуть более 500 тысяч.
Не зря говорится: «Дорога ложка к обеду». В 1941-45 годах СССР нигде ни за какие деньги не смог бы достать полмиллиона лошадей. Кроме Монголии лошади в таком товарном количестве были только в Северной и Южной Америке – не говоря уж о цене (закупка такого количестве в сжатые сроки взвинтила бы их очень сильно), доставить их в воюющий СССР было бы куда проблематичнее и сложнее, чем весь остальной «ленд-лиз»…
Из Монголии лошади поставлялись планово, по условной цене, в основном взаимозачетом за монгольские долги СССР. Таким образом, окупились все политические, военные и экономические вложения большевиков в Монголию. А монголы обеспечили нам лошадиный «ленд-лиз» – крайне своевременный и безальтернативный, закрыв дыру в данном виде военной «техники».
Спойлер
При этом, полудикие, неприхотливые и выносливые монгольские лошади были куда лучше приспособлены для экстремальных условий Восточного фронта, чем их селекционированные европейские собратья.
Не зря генерал Исса Плиев, провоевавший в конно-механизированных группах с 1941-го по 1945 годы, от Смоленска, через Сталинград до Будапешта и Маньчжурии, писал позднее: «…неприхотливая монгольская лошадка рядом с советским танком дошла до Берлина».
Еще 32 тысячи монгольских лошадей – т.е. на 6 кавдивизий военного времени передали СССР в качестве подарков от монгольских крестьян-аратов.
Фактически в 1943-45 годах каждая пятая лошадь на фронте была «монголкой». У нас очень любят изучать вопросы, насколько и как повлиял на победу и ход боевых действий американский «ленд-лиз». Но при этом никто практически не помнит его монгольский конный аналог…
Так что за безальтернативный лошадиный «ленд-лиз», дошедший до Берлина, спасибо Монголии, которую когда-то мимоходом, гоняя по степи немца Унгерна, сделали большевики.

МНР буквально отрывал от себя мясо и шерсть

Но монгольский «ленд-лиз» не ограничивался только выносливыми лошадьми. Большую роль в снабжении Красной Армии и гражданского населения в годы войны играла поставка из США мясных консервов – 665 тысяч тонн. Но Монголия за те же годы поставила в СССР почти 500 тысяч тонн мяса. 800 тысяч полунищих монголов, ровно столько тогда составляло население МНР, дали нам мяса немногим меньше, чем одна из самых богатых и крупнейших стран мира.
Во время войны в Монголии регулярно проходили гигантские охотничьи облавы – когда-то такие проводили нукеры Чингис-Хана, готовясь к большим походам – но в 1941-45 годах стада животных гнали прямо к железнодорожным станциям. Такая мобилизация ресурсов дала о себе знать - зимой 1944 года в Монголии начался голод, совсем как в тыловых районах воюющего СССР, в те годы в МНР был официально введен 10-часовой рабочий день.
Из монгольских степей всю войну в нашу страну шел еще один стратегический товар войны – шерсть. Шерсть это, прежде всего, солдатские шинели, без которых невозможно выжить в окопах Восточной Европы даже летом. Из США к нам тогда поступило 54 тысячи тон шерсти, из Монголии - 64 тысячи тонн. Каждая пятая советская шинель в 1942-45 годах была «монгольской».
Еще Монголия была важнейшим источником кожевенного сырья и пушнины. Поставки меховых полушубков, меховых шапок, рукавиц и валенок начались уже первой военной осенью. К 7 ноября 1941 года монгольским зимним обмундированием были полностью оснащены несколько советских пехотных дивизий из резервов, готовящихся к контрнаступлению под Москвой.
В Монголии был и единственный доступный СССР в годы войны промышленный источник вольфрама, самого тугоплавкого металла на Земле, без которого было невозможно делать снаряды, способные пробить броню немецких «пантер» и «тигров».

Во Второй мировой воевал каждый монгол

В 1942-45 годах на советско-германском фронте воевали авиационная эскадрилья «Монгольский арат» и танковая бригада «Революционная Монголия», созданные на средства МНР.
Спойлер
Конечно, несколько десятков истребителей и танков смотрятся бледно на общем фоне. Но на востоке нашей страны, где СССР всю войну вынужден был держать миллионную группировку против Японии, монголы играли уже вполне стратегическую роль.
В 1941-44 годах численность вооруженных сил МНР была увеличена в четыре раза, был принят новый закон о всеобщей воинской обязанности, согласно которому все мужчины и женщины Монголии обязывались нести военную службу. В годы Великой отечественной войны невоюющая Монголия тратила на свои вооруженные силы свыше 50% госбюджета. Увеличенные монгольские войска стали дополнительным противовесом японской Квантунской армии. Все это дало возможность СССР забрать с Дальнего Востока дополнительные силы, несколько дивизий, которые были уже заметной величиной даже в масштабах огромного советско-германского фронта.
В августе 1945 года каждый десятый монгол принял участие в советско-японской войне. Пять монгольских дивизий, совместно с советскими войсками, с боями дошли до Великой китайской стены на дальних подступах к Пекину. У нас эта война считается быстрой и легкой с небольшими потерями на фоне чудовищной бойни Великой отечественной. Но для Монголии, с населением всего в 800 тысяч человек, это были совсем другие масштабы – в войне с японцами принял участие каждый (каждый!) мужчина-монгол призывного возраста. Здесь по «мобилизационному напряжению» Монголия превзошла сталинский СССР. В процентном отношении потери, понесенные Монголией в том августе 1945 года, равны потерям США во всей Второй мировой войне. Так что для наших союзников монголов советско-японская война не была ни легкой, ни безболезненной.
Алексей Волынец, «Русская планета», 19 июля 2013
Спойлер
Вот это союзник: Монголия по военной помощи СССР сравнима с США. В благодарность за доброту русских. Это вам не неблагодарные Украина, Прибалтика, Грузия... На том стояла и стоит Русская империя: вместо англосаксонского грабежа взаимовыгодное совместное проживание, вместо европейского геноцида мирная ассимиляция. Честность и уважение сателлитов лучшая политика.
Кстати именно уважение РФ к людям Донбасса и Крыма вместе с неуважением их со стороны украинских националистов привели к тому, что имеем.

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 24 мар 2015, 07:08
Пушок
Я бы не стал вот так сравнивать поставки лошадей с поставками танков, самолетов, грузовиков, джипов, алюминия, тушенки etc., особенно если вспомнить ситуацию того же 42 года, но соглашусь что Вторая мировая - это была последняя (надеюсь) лебединая песнь кавалерии. Конница хорошо показала себя и у нас, и у немцев (в плане той же контрпартизанской войны), и у балканских и итальянских партизан тоже...
А для нас ещё крайне важно оказалось то, что сразу же после проведения Парада Победы началось массовое расформирование кавалерийский частей Советской Армии. Лошадки были как воздух нужны колхозам...

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 24 мар 2015, 12:43
Дьюла
Пушок писал(а):Я бы не стал вот так сравнивать
а я бы - сравнил. В том плане, что если бы МНР к тому времени клепала бы сотнями тысяч танки и самолеты - помогла бы точно так же. И не тянула бы с помощью, в отличие от Пиндосии. А так - чем смогли, тем и помогли. Монголы добро помнят.

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 24 мар 2015, 13:01
Пушок
Дьюла, вот "чем могли -тем помогли", это верно сказано.
И малая лепта крайне важна. Просто тогда и там нужнее были всеж "матильды"(пусть и г.. но, но всеж танк)","джипы" и "аэрокобры".

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 24 мар 2015, 13:09
Вадим
Пушок писал(а):Просто тогда и там нужнее были все ж "матильды"(пусть и г.. но, но все ж танк)","джипы" и "аэрокобры".
А лошадки, это между прочим не только и не столько кавалерия, сколько тягловая сила тылового снабжения. Для Победы было нужно все. И монголы не ропща отдавали, ибо знали - не будет СССР - не будет их МНР в том виде, в котором она тогда существовала, а она, как оказалось, была им дорога.
А СШП помогали одному конкуренту против другого. Одному - через ленд-лиз, другому - через подставные фирмы или нейтралов.

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 24 мар 2015, 13:16
Пушок
Верно,для победы было нужно всё. Лошадка своё веское слово сказала, но всеж это была война моторов.
И кому тут не должно быть обидно.

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 27 мар 2015, 17:02
Ким Тимур
Пушок писал(а):Я бы не стал вот так сравнивать поставки лошадей с поставками танков, самолетов, грузовиков, джипов, алюминия, тушенки etc., особенно если вспомнить ситуацию того же 42 года, но соглашусь что Вторая мировая - это была последняя (надеюсь) лебединая песнь кавалерии.
Лошадь лошадью, а вот шерсть и теплые тулупы- это воистину был стратегический продукт. Кто знает как пошла бы война, если бы у того же вермахта этого было вдоволь

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 27 мар 2015, 18:22
Rayden
если б у них было всего вдоволь, они сидели б в дойчлянде и не помышляли о походах в дикую россию.

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 27 мар 2015, 19:02
Rayden
Чуть-чуть размышлений на историческую тему.
В свое время, читая Веллера "Обо всём", я понял достаточно простую вещь - города не основываются где попало. Место должно обладать определенной потенциальной энергией, располагаться на пересечении определенных векторных сил. И если место выбрано правильно, город усиливает эти силы, переводя потенциальную энергию в кинетическую.
А если место выбрано неправильно, город зачахнет и исчезнет.

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 27 мар 2015, 19:09
Флинт
[url=http://www.shantara.ru/forum/viewtopic.php?p=11088655#p11088655]««[/url] Rayden писал(а): А если место выбрано неправильно, город зачахнет и исчезнет.
Передачу про Москву смотрел. Крайне неудачное место. Пересечение каких то разломов, еще каких то плохих энергий и пр. Жопа короче. А ведь стоит... Хотя может и чушь несли в этой передаче...

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 27 мар 2015, 19:15
Данила
Флинт писал(а):Передачу про Москву смотрел. Крайне неудачное место. Пересечение каких то разломов, еще каких то плохих энергий и пр. Жопа короче. А ведь стоит... Хотя может и чушь несли в этой передаче...
Новосиб, слышал, тоже на чём-то похожем стоит, плюс радон тут и там лезет. :)

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 27 мар 2015, 19:22
Пушок
=ха! Про радон и у нас писали. особенно на Шарташ грешили.
А разлом есть будто бы прямо под "Антеем" (это наш первый небоскрёб).

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 27 мар 2015, 21:24
Rayden
Флинт писал(а):Передачу про Москву смотрел. Крайне неудачное место. Пересечение каких то разломов, еще каких то плохих энергий и пр. Жопа короче. А ведь стоит... Хотя может и чушь несли в этой передаче...
Действительно чушь.
пересечение двух рек - Москвы и Оки - это вообще классика, на таких местах множество городов основывались. От Твери до НН. Ибо такие места уже повышенной потенциальной энергией обладают, тут трафик больше и развилка.
Плюс пересечение сухопутных дорог с севера на юг.
Так что сама географическая точка вполне энергоемкая. Не зря говорят, что на этом месте поселения и до Москвы были (навы с чудами??? 8-) )
А благодаря этому первому условию, Москва получила и второй толчок - будучи на пересечении транспортных артерий, она идеально подошла в качестве центра, вокруг которого кристализировалась новая русь, московская.
именно благодаря своему географическому расположению.

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 28 мар 2015, 07:57
Stilet
Изображение
Историк Евгений Ростовцов проследил судьбу профессоров С.-Петербургского университета после революции:
"Из 292 человек на 1915/1916 на 1919–1920 остался 191, на 1921/22 -173. Многие умерли (по нашим подсчетам до 1920 г., не пережив лихолетия революции и гражданской войны, скончалось не менее 40 человек). Всего после 1917 г. из советской России уехало 79 профессоров университета".

Re: Интересные факты истории

Добавлено: 29 мар 2015, 10:35
Bakasha
Применение лошадей в партизанском отряде хорошо описано в книге "Люди с чистой совестью" П.П. Вершигоры, начальника разведки у Ковпака.