Интересные факты истории

"Время подвиги эти не стерло, стоит только поднять верхний пласт или взять его крепче за горло и оно свои тайны отдаст."
Вадим
Сообщения: 11047
Зарегистрирован: 25 мар 2005, 15:13

Re: Интересные факты истории

Сообщение Вадим »

Малоизвестные страницы ВОВ
«Ленд-лиз» из Монголии оказался в Великую Отечественную существенной помощью воюющему СССР

Вторая мировая была не только первой на свете войной моторов, но и последней великой войной кавалерии и лошадей. Лошадь в буквальном смысле слова вытянула на себе ту войну, причем по обе стороны фронта.

Война кавалерий.

Накануне 22 июня 1941 года на стрелковую дивизию РККА полагалось по штату 3039 лошадей. Но в германском «вермахте» еще больше – по штату в их пехотной дивизии было свыше 6000 (шести тысяч) лошадей. Всего в вермахте к моменту вторжения в СССР использовалось более одного миллиона лошадей, 88% которых находилось в пехотных дивизиях.
Спойлер
В отличие от автомобилей лошади, как тягловая сила, имели тогда целый ряд преимуществ – лучше передвигались по бездорожью и условным дорогам, не зависели от поставок топлива (а это очень большая проблема в военных условиях), могли долгое время обходиться подножным кормом, да и сами иногда были еще каким кормом…
Мудрый Семен Михайлович Буденный был вполне прав, когда говорил в 1930-е, что лошадь на войне себя еще покажет. Тогда, в 1940-е, на бездорожье Восточной Европы лошадь сыграла свою безальтернативную роль – время массовых гусеничных вездеходов-амфибий пришло куда позже.
К началу войны численность лошадей в РККА составляла 526,4 тысячи. Но уже к 1 сентября 1941 года – в армии было 1 млн 324 тысячи этих четвероногих копытных.
В дальнейшем число лошадей, обслуживающих войну, только увеличивалось – максимальное их единовременное количество в нашей армии превышало 1,9 млн.

Естественно, лошадей точно также убивали в ходе боевых действий, они погибали от переутомления, голода и т.п. Если уж статистика людских потерь имеет разночтения, то статистика лошадиных потерь тем более. Считается, что за время Великой Отечественной войны на полях сражений погибло более миллиона лошадей. Потери немцев в лошадях, как минимум, не меньше.
За первый год войны СССР потерял почти половину своего лошадиного поголовья – если к июню 1941 года в нашей стране насчитывалось 17,5 млн лошадей, то к сентябрю 1942 года на территории, контролируемой СССР, осталось всего 9 млн лошадей, включая молодняк, т.е. жеребят, не способных работать, но способных только есть.
Но что еще хуже в военных условиях – экстренно нарастить поголовье рабочих лошадей это куда труднее, чем увеличить производство автомобилей. Ведь чтобы жеребенок стал способен хоть к какой-то работе, требуется время, которое ну никак не сократить никакими денежными вложениями или технологиями.
Полмиллиона лошадей для фронта

И вот с началом Великой Отечественной войны у СССР оказался единственный сторонний источник лошадей – Монголия. Большевики когда-то в 1920-е по сути сами и создали эту «социалистическую» республику из глухой окраины бывшей Цинской империи, заодно вылечив монголов от почти поголовного сифилиса. Сифилисом там с начала ХХ века болело до половины населения: при помощи советских врачей эту эпидемию в начале 1930-х остановили, а со временем и ликвидировали.
Помимо того что МНР была советским плацдармом против японского Маньчжоу-Го, она еще сыграла – без сомнения – важнейшую роль в сохранении необходимой подвижности советской армии в годы Великой Отечественной
Монголия страна кочевая и лошадей, по сути диких, вольно пасущихся в степях, там было больше, чем людей. Поставки лошадей из Монголии начались уже в 1941 году. А с марта 1942 года монгольские власти начали плановое «заготовление» лошадей для СССР.
За четыре года войны Советскому Союзу было поставлено 485 тысяч лошадей-«монголок». По другим источникам – чуть более 500 тысяч.
Не зря говорится: «Дорога ложка к обеду». В 1941-45 годах СССР нигде ни за какие деньги не смог бы достать полмиллиона лошадей. Кроме Монголии лошади в таком товарном количестве были только в Северной и Южной Америке – не говоря уж о цене (закупка такого количестве в сжатые сроки взвинтила бы их очень сильно), доставить их в воюющий СССР было бы куда проблематичнее и сложнее, чем весь остальной «ленд-лиз»…
Из Монголии лошади поставлялись планово, по условной цене, в основном взаимозачетом за монгольские долги СССР. Таким образом, окупились все политические, военные и экономические вложения большевиков в Монголию. А монголы обеспечили нам лошадиный «ленд-лиз» – крайне своевременный и безальтернативный, закрыв дыру в данном виде военной «техники».
Спойлер
При этом, полудикие, неприхотливые и выносливые монгольские лошади были куда лучше приспособлены для экстремальных условий Восточного фронта, чем их селекционированные европейские собратья.
Не зря генерал Исса Плиев, провоевавший в конно-механизированных группах с 1941-го по 1945 годы, от Смоленска, через Сталинград до Будапешта и Маньчжурии, писал позднее: «…неприхотливая монгольская лошадка рядом с советским танком дошла до Берлина».
Еще 32 тысячи монгольских лошадей – т.е. на 6 кавдивизий военного времени передали СССР в качестве подарков от монгольских крестьян-аратов.
Фактически в 1943-45 годах каждая пятая лошадь на фронте была «монголкой». У нас очень любят изучать вопросы, насколько и как повлиял на победу и ход боевых действий американский «ленд-лиз». Но при этом никто практически не помнит его монгольский конный аналог…
Так что за безальтернативный лошадиный «ленд-лиз», дошедший до Берлина, спасибо Монголии, которую когда-то мимоходом, гоняя по степи немца Унгерна, сделали большевики.

МНР буквально отрывал от себя мясо и шерсть

Но монгольский «ленд-лиз» не ограничивался только выносливыми лошадьми. Большую роль в снабжении Красной Армии и гражданского населения в годы войны играла поставка из США мясных консервов – 665 тысяч тонн. Но Монголия за те же годы поставила в СССР почти 500 тысяч тонн мяса. 800 тысяч полунищих монголов, ровно столько тогда составляло население МНР, дали нам мяса немногим меньше, чем одна из самых богатых и крупнейших стран мира.
Во время войны в Монголии регулярно проходили гигантские охотничьи облавы – когда-то такие проводили нукеры Чингис-Хана, готовясь к большим походам – но в 1941-45 годах стада животных гнали прямо к железнодорожным станциям. Такая мобилизация ресурсов дала о себе знать - зимой 1944 года в Монголии начался голод, совсем как в тыловых районах воюющего СССР, в те годы в МНР был официально введен 10-часовой рабочий день.
Из монгольских степей всю войну в нашу страну шел еще один стратегический товар войны – шерсть. Шерсть это, прежде всего, солдатские шинели, без которых невозможно выжить в окопах Восточной Европы даже летом. Из США к нам тогда поступило 54 тысячи тон шерсти, из Монголии - 64 тысячи тонн. Каждая пятая советская шинель в 1942-45 годах была «монгольской».
Еще Монголия была важнейшим источником кожевенного сырья и пушнины. Поставки меховых полушубков, меховых шапок, рукавиц и валенок начались уже первой военной осенью. К 7 ноября 1941 года монгольским зимним обмундированием были полностью оснащены несколько советских пехотных дивизий из резервов, готовящихся к контрнаступлению под Москвой.
В Монголии был и единственный доступный СССР в годы войны промышленный источник вольфрама, самого тугоплавкого металла на Земле, без которого было невозможно делать снаряды, способные пробить броню немецких «пантер» и «тигров».

Во Второй мировой воевал каждый монгол

В 1942-45 годах на советско-германском фронте воевали авиационная эскадрилья «Монгольский арат» и танковая бригада «Революционная Монголия», созданные на средства МНР.
Спойлер
Конечно, несколько десятков истребителей и танков смотрятся бледно на общем фоне. Но на востоке нашей страны, где СССР всю войну вынужден был держать миллионную группировку против Японии, монголы играли уже вполне стратегическую роль.
В 1941-44 годах численность вооруженных сил МНР была увеличена в четыре раза, был принят новый закон о всеобщей воинской обязанности, согласно которому все мужчины и женщины Монголии обязывались нести военную службу. В годы Великой отечественной войны невоюющая Монголия тратила на свои вооруженные силы свыше 50% госбюджета. Увеличенные монгольские войска стали дополнительным противовесом японской Квантунской армии. Все это дало возможность СССР забрать с Дальнего Востока дополнительные силы, несколько дивизий, которые были уже заметной величиной даже в масштабах огромного советско-германского фронта.
В августе 1945 года каждый десятый монгол принял участие в советско-японской войне. Пять монгольских дивизий, совместно с советскими войсками, с боями дошли до Великой китайской стены на дальних подступах к Пекину. У нас эта война считается быстрой и легкой с небольшими потерями на фоне чудовищной бойни Великой отечественной. Но для Монголии, с населением всего в 800 тысяч человек, это были совсем другие масштабы – в войне с японцами принял участие каждый (каждый!) мужчина-монгол призывного возраста. Здесь по «мобилизационному напряжению» Монголия превзошла сталинский СССР. В процентном отношении потери, понесенные Монголией в том августе 1945 года, равны потерям США во всей Второй мировой войне. Так что для наших союзников монголов советско-японская война не была ни легкой, ни безболезненной.
Алексей Волынец, «Русская планета», 19 июля 2013
Спойлер
Вот это союзник: Монголия по военной помощи СССР сравнима с США. В благодарность за доброту русских. Это вам не неблагодарные Украина, Прибалтика, Грузия... На том стояла и стоит Русская империя: вместо англосаксонского грабежа взаимовыгодное совместное проживание, вместо европейского геноцида мирная ассимиляция. Честность и уважение сателлитов лучшая политика.
Кстати именно уважение РФ к людям Донбасса и Крыма вместе с неуважением их со стороны украинских националистов привели к тому, что имеем.
Пушок
Сообщения: 26819
Зарегистрирован: 05 окт 2009, 01:50
Откуда: Рифейские горы

Re: Интересные факты истории

Сообщение Пушок »

Я бы не стал вот так сравнивать поставки лошадей с поставками танков, самолетов, грузовиков, джипов, алюминия, тушенки etc., особенно если вспомнить ситуацию того же 42 года, но соглашусь что Вторая мировая - это была последняя (надеюсь) лебединая песнь кавалерии. Конница хорошо показала себя и у нас, и у немцев (в плане той же контрпартизанской войны), и у балканских и итальянских партизан тоже...
А для нас ещё крайне важно оказалось то, что сразу же после проведения Парада Победы началось массовое расформирование кавалерийский частей Советской Армии. Лошадки были как воздух нужны колхозам...
слегка эксцентричный джентельмен.
Дьюла
Сообщения: 3650
Зарегистрирован: 23 янв 2010, 14:06
Откуда: Лесогорск

Re: Интересные факты истории

Сообщение Дьюла »

Пушок писал(а):Я бы не стал вот так сравнивать
а я бы - сравнил. В том плане, что если бы МНР к тому времени клепала бы сотнями тысяч танки и самолеты - помогла бы точно так же. И не тянула бы с помощью, в отличие от Пиндосии. А так - чем смогли, тем и помогли. Монголы добро помнят.
Косолапость есть результат волконогонекормления...
Пушок
Сообщения: 26819
Зарегистрирован: 05 окт 2009, 01:50
Откуда: Рифейские горы

Re: Интересные факты истории

Сообщение Пушок »

Дьюла, вот "чем могли -тем помогли", это верно сказано.
И малая лепта крайне важна. Просто тогда и там нужнее были всеж "матильды"(пусть и г.. но, но всеж танк)","джипы" и "аэрокобры".
слегка эксцентричный джентельмен.
Вадим
Сообщения: 11047
Зарегистрирован: 25 мар 2005, 15:13

Re: Интересные факты истории

Сообщение Вадим »

Пушок писал(а):Просто тогда и там нужнее были все ж "матильды"(пусть и г.. но, но все ж танк)","джипы" и "аэрокобры".
А лошадки, это между прочим не только и не столько кавалерия, сколько тягловая сила тылового снабжения. Для Победы было нужно все. И монголы не ропща отдавали, ибо знали - не будет СССР - не будет их МНР в том виде, в котором она тогда существовала, а она, как оказалось, была им дорога.
А СШП помогали одному конкуренту против другого. Одному - через ленд-лиз, другому - через подставные фирмы или нейтралов.
Пушок
Сообщения: 26819
Зарегистрирован: 05 окт 2009, 01:50
Откуда: Рифейские горы

Re: Интересные факты истории

Сообщение Пушок »

Верно,для победы было нужно всё. Лошадка своё веское слово сказала, но всеж это была война моторов.
И кому тут не должно быть обидно.
слегка эксцентричный джентельмен.
Аватара пользователя
Ким Тимур
Сообщения: 2000
Зарегистрирован: 20 дек 2010, 17:27
Откуда: Владивосток, Приморский Край

Re: Интересные факты истории

Сообщение Ким Тимур »

Пушок писал(а):Я бы не стал вот так сравнивать поставки лошадей с поставками танков, самолетов, грузовиков, джипов, алюминия, тушенки etc., особенно если вспомнить ситуацию того же 42 года, но соглашусь что Вторая мировая - это была последняя (надеюсь) лебединая песнь кавалерии.
Лошадь лошадью, а вот шерсть и теплые тулупы- это воистину был стратегический продукт. Кто знает как пошла бы война, если бы у того же вермахта этого было вдоволь
Аватара пользователя
Rayden
Admin
Сообщения: 66968
Зарегистрирован: 28 мар 2003, 13:31

Re: Интересные факты истории

Сообщение Rayden »

если б у них было всего вдоволь, они сидели б в дойчлянде и не помышляли о походах в дикую россию.
а у дельфина взрезано брюхо винтом, выстрела в спину не ожидает никто.
Аватара пользователя
Rayden
Admin
Сообщения: 66968
Зарегистрирован: 28 мар 2003, 13:31

Re: Интересные факты истории

Сообщение Rayden »

Чуть-чуть размышлений на историческую тему.
В свое время, читая Веллера "Обо всём", я понял достаточно простую вещь - города не основываются где попало. Место должно обладать определенной потенциальной энергией, располагаться на пересечении определенных векторных сил. И если место выбрано правильно, город усиливает эти силы, переводя потенциальную энергию в кинетическую.
А если место выбрано неправильно, город зачахнет и исчезнет.
а у дельфина взрезано брюхо винтом, выстрела в спину не ожидает никто.
Аватара пользователя
Флинт
Сообщения: 14740
Зарегистрирован: 07 июн 2007, 14:22
Откуда: Оренбург

Re: Интересные факты истории

Сообщение Флинт »

[url=http://www.shantara.ru/forum/viewtopic.php?p=11088655#p11088655]««[/url] Rayden писал(а): А если место выбрано неправильно, город зачахнет и исчезнет.
Передачу про Москву смотрел. Крайне неудачное место. Пересечение каких то разломов, еще каких то плохих энергий и пр. Жопа короче. А ведь стоит... Хотя может и чушь несли в этой передаче...
Аватара пользователя
Данила
Уездный статистик
Сообщения: 42585
Зарегистрирован: 05 июн 2007, 18:10
1
Откуда: Омск
Контактная информация:

Re: Интересные факты истории

Сообщение Данила »

Флинт писал(а):Передачу про Москву смотрел. Крайне неудачное место. Пересечение каких то разломов, еще каких то плохих энергий и пр. Жопа короче. А ведь стоит... Хотя может и чушь несли в этой передаче...
Новосиб, слышал, тоже на чём-то похожем стоит, плюс радон тут и там лезет. :)
"Сейчас историки пытаются преподнести, что в тысяча пятьсот каком-то году что-то там было. Да не было ничего! Все это происки!" В.С. Черномырдин
Пушок
Сообщения: 26819
Зарегистрирован: 05 окт 2009, 01:50
Откуда: Рифейские горы

Re: Интересные факты истории

Сообщение Пушок »

=ха! Про радон и у нас писали. особенно на Шарташ грешили.
А разлом есть будто бы прямо под "Антеем" (это наш первый небоскрёб).
слегка эксцентричный джентельмен.
Аватара пользователя
Rayden
Admin
Сообщения: 66968
Зарегистрирован: 28 мар 2003, 13:31

Re: Интересные факты истории

Сообщение Rayden »

Флинт писал(а):Передачу про Москву смотрел. Крайне неудачное место. Пересечение каких то разломов, еще каких то плохих энергий и пр. Жопа короче. А ведь стоит... Хотя может и чушь несли в этой передаче...
Действительно чушь.
пересечение двух рек - Москвы и Оки - это вообще классика, на таких местах множество городов основывались. От Твери до НН. Ибо такие места уже повышенной потенциальной энергией обладают, тут трафик больше и развилка.
Плюс пересечение сухопутных дорог с севера на юг.
Так что сама географическая точка вполне энергоемкая. Не зря говорят, что на этом месте поселения и до Москвы были (навы с чудами??? 8-) )
А благодаря этому первому условию, Москва получила и второй толчок - будучи на пересечении транспортных артерий, она идеально подошла в качестве центра, вокруг которого кристализировалась новая русь, московская.
именно благодаря своему географическому расположению.
а у дельфина взрезано брюхо винтом, выстрела в спину не ожидает никто.
Аватара пользователя
Stilet
Сообщения: 20602
Зарегистрирован: 28 июн 2009, 19:26
Откуда: Набережные Челны

Re: Интересные факты истории

Сообщение Stilet »

Изображение
Историк Евгений Ростовцов проследил судьбу профессоров С.-Петербургского университета после революции:
"Из 292 человек на 1915/1916 на 1919–1920 остался 191, на 1921/22 -173. Многие умерли (по нашим подсчетам до 1920 г., не пережив лихолетия революции и гражданской войны, скончалось не менее 40 человек). Всего после 1917 г. из советской России уехало 79 профессоров университета".
История пишется в школе и кино
Bakasha
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 11 апр 2014, 10:21

Re: Интересные факты истории

Сообщение Bakasha »

Применение лошадей в партизанском отряде хорошо описано в книге "Люди с чистой совестью" П.П. Вершигоры, начальника разведки у Ковпака.
Ответить