Страница 9 из 100

Добавлено: 30 сен 2007, 10:06
Влад
Пара не отмеченных в теме моментов.

Недавно опубликованные булгарские летописи, из-за которых "на события в истории всей России пришлось взглянуть по-иному" (С. 224) - вызывают у историков большие сомнения на предмет подлинности. Не описанные ли Александром Александровичем националисты-булгаристы ли их сами и сочинили?

"Родина" в восьмом номере за этот год поместила пару статей на эту тему.

http://www.istrodina.com/rodina.php3?year=2007&num=8
Юлай Шамилоглу (США)
«Джагфар Тарихы» как изобреталось булгарское самосознание»
Андрей Петров, кандидат исторических наук
Приказано выжить!» Влияние необулгарской идеи на жизнестойкость поддельного свода Джагфара


Ну, это вопрос, сложный. Может быть, напротив нехорошие официальные историки хотят зажать нац. самосознание маленького, но стойкого булгарского народа. :evil: И тогда молодец Бушков, что не даёт обижать маленьких.

Второй момент - просто забавный курьёз.

"Французский король Людовик IX... отличался здоровым цинизмом - роман Вальтера Скотта "Квентин Дорвард", основанный на строгих истороических фактах, даёт кое-какое представление об этой весьма характерной персоне, далекой от христианских добродетелей" (С. 279).

Нет, понятно, что все нормальные люди читают Вальтера Скотта в детстве и потом не перечитывают. Но всё же повод задуматься - а доверять ли Александру Александровичу, когда он ругает бедную средневековую Европу? Всё-таки мало похож Людовик 9 на Людовика 11, а 13 век на 15-й. :(

Добавлено: 30 сен 2007, 14:17
Старый Конь
Влад писал(а): "всякий увлеченный человек, порой... " Оно?
Ага..

Добавлено: 09 окт 2007, 21:15
Ellappa
В 1331 году, когда вся Европа вроде бы давным-давно христианизирована, римская церковь объявляет крестовый поход против язычников-славян, обитающих, собственно, под боком —на границе Италии и Словении. Что тут удивительного, если еще в конце Второй мировой войны румынская «глубинка» молилась не Христу, а Илеане Санзиане, богине Луны...
Какая "богиня луны" - да еще и "в конце ВОв"?))))) ну нельзя же так беззастенчиво лгать!!! Илеана Санзиана - персонаж румынских сказок!!! в молдавском варианте - Иляна Косынзяна - персонаж молдавских сказок - что-то типа Василисы Премудрой или Прекрасной - а в роли Ивана-царевича выступает обычно Фэт-Фрумос))))))))) Какое еще "язычество"??))) Это очередная байка из "альтернативной истории" - на сей раз - "по-румынски" - типа:
Имя Косынзяна произошло от Sânziana, где Sân — от латинского sancta, а Ziana (Zâna) — дакийское название римской богини луны Дианы. Таким образом, Косынзяна — это святая Диана (Diana sancta), вытесненная из мифологии и религиозных культов гето-даков в сказки.
Иляна Косынзяна
И вот это подается таким образом, что даже в конце ВОв сохранился "культ Иляны Косынзяны" - а в России до сих пор, видимо, практикуется культ Снегурочки и культ Бабы-Яги))))) И Бушков еще что-то там имеет к официальным историкам!)))))))))

Отмечая положительное

Добавлено: 14 окт 2007, 11:51
Влад
Вот, например, князь Федор Ростиславович Чёрмный (что на тогдашнем русском языке означало "Красавец"). Сын смоленского князя, он при разделе наследства получил не княжество, а крохотный удел с городом Можайском. Прозябать в этакой глуши Красавцу не хотелось, он ещё с тремя такими же "бесперспективными" юными джентельменами собрал войско, отправился в Золотую Орду и зачислился там на службу. Участвовал в походе татар на осетин, потом руководил карательной экспедицией в Булгар, в конце-концов получил немаленький по тем меркам придворный чин, став виночерпием хана Менгу-Темира. Ну а чистого развлечения ради порой отправлялся с татарскими войсками, выступавшими против мятежных князей - как, например, было с Переяславлем. В конце концов он женился на принявшей крещение дочери Менгу-Тимура. Когда опустел ярославский "стол", хан дал зятю войско, и тот без особого труда овладел Ярославским княжеством. "И какие были Федору обиды, он отомстил за них повелением царским, а татар отпустил с честью в Орду".

Впоследстии его произвели в святые - но тут уж была чистой воды политика: соперничавшие с Москвой ярославские князья хотели поднять престиж Ярославля, заведя собственного святого. Вот только современники отнеслись к этому иронически, судя по сохранившейся Ермолинской летописи
(С. 251-252)

Вот, здесь всё правильно и не поспоришь.

1. Об участии в походе на Переяславль.

Воскресенская летопись (ПСРЛ. Т. 7. - С. 175)

"В лето 6789 [1281] князь Андрей Александровичь испроси себе в Орде княжение под братом старейшим князем Дмитреем и приведе с собою рать татарскую Кавгадыя и Алчедая, и приде с ними к Мурому и с ним боярин его Семен Тонглиевич и иныя крамольники, и посла по князя Феодора Ростиславовича, и по князя Михаила Ивановича внука Всеволожа, и по Константина Борисовича и по иныа князья, и поиде с ними ратью на Переяславль. А татаровя разсыпашеся по всей земле, Муром пуст сотвориша, около Володимеря, Суздаля, Юрьева, Переславля все пусто сотвориша и пограбиша, полон поведоша мужи и жены и дети. А князь великий побежа ис Переславля в мале дружине. А татарове пустошиша грады и волости, и села, и погосты, и монастыри, и церкве пограбиша, книги, иконы, и кресты, и всякое узорочье пограбиша, тако же и около Ростова, и Торжку, и Твери пусто сотвориша. Все же то зло сотвори князь Андрей, добивался великаго княженья, а не по старей­шинству. Татарове же многа зла сотворивше, отъидошя."

Подонок.

2. Об участии в "Дюденевой рати".

Никоновская летопись
http://www.booksite.ru/fulltext/2be/loz/erye/6.htm
"В лето 6801 (1293). Идоша во Орду ко царю князи русьстии жало-ватися на великого князя Дмитрея Александровичя Владимерскаго...: брат его меншой князь Андрей Александровичь Городецкий, князь Дмитрей Борисовичь Ростовский, да брат его князь Констянтин Борисовичь Углечский, да из двуродных брат их князь Михаило Глебовичь [Белозерский], да тесть князя Михаила Глебовичя Белозерскаго князь Феодор Ростиславичь Ярославский и Смоленский, да князь Иван Дмитреевичь Ростовскаго, да епископ Тарасий Ростовский. Царь же розслуша их жалобу... и отпусти с ними брата своего Дюденя со множеством вой... Рать же татарская со князем Андреем Александровичем Городецким и со князем Феодором Ростиславичем Ярославским пришедше, взяша Владимер и церковь володимерскую разграбиша, и чюдное дно медяное выдраша, и сосуды священныя вся поимаша, и Суздаль, и Юрьев, и Переславль, Дмитров, Москву, Коломну, Можаеск, Волок, Углече Поле, всех градов взяша 14, и всю землю пусту сътвориша. (ПСРЛ. Т. X. С. 168-169)"

Суперподонок.

3. О службе кравчим у монгольского хана.
Житие. Великие Четии Минеи, собр. митр. Макарием. Сентябрь. – СПб., 1869. – С. 1266
http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=3676
"всегда у царя (хана) предстояще и чашю подаваше ему"

Здесь сложнее, возможно, татарский этикет, почет Чермному.

4. О карательной экспедиции на Ярославль
Житие. Великие Четии Минеи, собр. митр. Макарием. Сентябрь. – СПб., 1869. – С. 1267
http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=3676
прииде с ним множство татар; и кои быша были ему обиды от гражан, и он царевым повелением мсти обиду свою, а татар отпусти в свою землю в Орду с честью великою

5. Политическая канонизация (Ермолинская летопись. ПСРЛ. Т. 23. - С. 157)
http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=3676
В 1463 г. накануне потери ярославскими князьями своей самостоятельности в Ярославле при архимандрите Христофоре был создан местный культ князя Федора, умершего в 1299 г. и его сыновей Давида (ум. в 1321 г.) и Константина. Были найдены их мощи, торжественно перенесены в Спасский собор и объявлены происходящие от них чудеса.
Однако стремление ярославского князя Александра Федоровича поднять престиж своего княжества авторитетом новых святых не увенчалось успехом. В 60-х гг. в Ярославле уже сидел наместник великого киязя и существовало фактически двоевластие. Автор Летописи Ермолинской, современник событий, охарактеризовал эту ситуацию с явной иронией: «Сии бо чюдотворцы явишася не на добро всем князем Ярославским, — простилися со всеми своими отчинами на век...» (ПСРЛ. СПб., 1910, т. 23, с. 157—158).


Вообщем, подонок (правда, не исключение среди князей того времени), в святые попал по политическим причинам, но до сих почитается церковью. Молодец Александр Александрович, что поднимает подобные острые темы.

Re: Отмечая положительное

Добавлено: 14 окт 2007, 20:21
Ellappa
Влад писал(а):... Чёрмный (что на тогдашнем русском языке означало "Красавец")
чермный же вроде не означало "красивый" - означало "красный" - и совсем не в смысле красоты человека - откуда такие сведения, что "чермный" на тогдашнем языке означало "красавец"????
ЧЕРМНЫЙ 1) червленый, багровый, темно-красный; мутного красного цвета; ЧЕРМНЫЙ, червленый, багровый, темно-красный; мутного красного цвета;
2) рыжий. Воды чермны, яко кровь, Цар. Изыде же сын первенец чермен, Быт. Чермность, багровость, краснота. Небо чермнуется, церк. ведреет, проясняется. Чермнеть, становиться чермным; чермнеться, видеться таким. Чермнолесье сиб. краснолесье, хвойный лес: сосна, ель, пихта, лиственница, кедр и пр. Чермно-русый, рыжеватый волосом.
http://www.jiport.com/?sname=dal
чермный
прил. устар.
Тёмно-красный, багряный.
http://www.jiport.com/?sname=efr
(словари Даля и Ефремовой)

Re: Отмечая положительное

Добавлено: 14 окт 2007, 20:40
Anatol
Ellappa писал(а):
Влад писал(а):... Чёрмный (что на тогдашнем русском языке означало "Красавец")
чермный же вроде не означало "красивый" - означало "красный" - и совсем не в смысле красоты человека - откуда такие сведения, что "чермный" на тогдашнем языке означало "красавец"????
Ох ты гой еси, красна девица.))))))))))))))

Анатолий

P.S. Слово чёрмный (красный) имело много значений, в том числе и красивый.

Добавлено: 14 окт 2007, 20:50
Данила
По-моему, чаще все-таки применительно к человеку оно означало "рыжий".

Добавлено: 14 окт 2007, 21:47
Rayden
еллапа как всегда придирается к словам.
Я вот точно знаю, что красная рыба это не лососевые, а осетровые. А красный это красивый.

Добавлено: 14 окт 2007, 21:57
Директор
Rayden писал(а):еллапа как всегда придирается к словам.
Я вот точно знаю, что красная рыба это не лососевые, а осетровые. А красный это красивый.
Слав, ты гонишь! :) Осетровые - не красные. :) Осётр - это белое мясо. :)

Добавлено: 14 окт 2007, 22:23
Rayden
Угу, в том то и дело, что красная рыба - это осетровые, с белым мясом. Поищи в инете. :wink:
Осетровые

Осетровые рыбы (именно представители рода осётр — Acipenser) имеют важное промысловое значение, исконно их называли красной рыбой - за особую ценность. Мясо их высоко ценится, ещё более ценный продукт составляет знаменитая чёрная икра; кроме того, плавательный пузырь даёт ценный клей, спинная струна употребляется в пищу под названием визиги).

http://www.eda-server.ru/cook-book/osno ... t00041.htm
Надо иметь в виду, что лососевые с мясом красного цвета не называются красной рыбой. Последнее название исстари дано осетровым (осетру, севрюге, белуге, шипу, стерляди, калуге), хотя мясо у них белое. Термин красная рыба осетровым присвоен в том смысле и значении, в каком красным в старину называли все редкое, дорогое, красивое: красна-девица, красное солнышко, красный товар.(источник: Книга о вкусной и здоровой пище)

Добавлено: 14 окт 2007, 22:36
Директор
Слав, не финти и не ссылайся на всякое. Осётр - не красная рыба. Белая. 8) :) У него даже мясо белое... :) :) :) :) :)

Добавлено: 15 окт 2007, 00:58
Rayden
Пф... Причем тут цвет?

Добавлено: 15 окт 2007, 01:45
Директор
Гы... Вообщем-то красной рыбой никакда осетра не признавали (не взирая на твои википедии... 8) :) )

Слав, мне лично по хрену - что ты признаешь под красной и белой рыбами, ваабче-то! :) (я вообще рыбы не люблю)
Просто осётр никогда не шел под соусом - "красная рыба", тельце у него не красное А белое :) .
Нууу, если иметь ввиду, что "красная" значит здоровская....Но это не спортивно! :) :) :)

Добавлено: 15 окт 2007, 03:25
Rayden
Я подозреваю все как раз наоборот, что слово "красный" раньше не имел отношения к цвету, а означал именно лучший, красивейший. А для цвета применялось другое слово, а может и не одно.

Добавлено: 15 окт 2007, 05:52
Данила
Красная - лососевые, белая - осетровые. Википедия - от лукавого. :D :twisted: