А. Перес-Реверте. "Фалько"
Фалько.
Артуро Перес-Реверте. (Falco. 2016)
Давно уже люблю я читать замечательные книги Артуро Перес-Реверте. В первую очередь, конечно же, это будут его прекрасные историко-приключенческие романы про капитана Алатристе, а потом книги про Испанию и испанцев эпохи наполеоновских войн. Ну и более современные его военные романы тоже. Книги этого писателя всегда хорошо скроены, привлекают как своими героями, так и наличием некоей литературной игры с читателем. Ну а ещё происходит словно погружение в культуру эпохи. Когда читаешь старинных поэтов, вспоминаешь романы давно минувших дней (привет Карлосу Сафону, земляку Артуро) или, как в том же "Фалько", словно вместе с героями смотришь старое чёрно-белое кино.
О чём эта книга? Это красивое, стилистически весьма выдержанное холодное произведение, словно обнажённый яркой вспышкой негатив. Это история шпиона, диверсанта, своеобразного "человека шпаги" - и в чём-то этот Фалько будет напоминать нам старого доброго капитана Алатристе. Возможно, тем, что он упёртый профессионал и презирает "любителей". А ещё, пожалуй, чувством стиля и честью. Стиль и честь, вот и всё, что осталось у Фалько за душой. Хороший костюм, плоский пистолет, складной нож, коробочка с таблетками и ампула с ядом. И он готов снова танцевать танго со смертью, раз за разом возвращаясь на своеобразный танцпол, имя которому - гражданская война. Артуро хорошо показывает в своём романе всю жуть и ужас гражданской войны, когда по обе стороны баррикад есть настоящие герои, но полно и палачей и просто всяких примкнувших любителей половить рыбку в мутной от крови воде. Когда страна делится почти поровну и ненависть политических противников перехлёстывает через край... Происходит страшное. И тогда поэтов ставят к стенке по обе стороны фронта, когда принадлежность к классу и даже профессии может стать основанием для вынесения смертного приговора. И да, можно тут будет вспомнить "По ком звонит колокол" Папы Хэма, а также некоторые романы того же Чингиза Абдуллаева...
В итоге получился очень своеобразный шпионский роман, роман очень жёсткий, с жестокими и откровенными сценами, роман, в чём-то подобные самому главному его герою - холодному, словно скальпель. Переход через линию фронта, опасность, исходящая от своих и чужих, "безгрешные палачи"-идеалисты с обоих сторон, а самое страшное - безграничный цинизм высшего руководства, для которого его агенты и солдаты, даже лучшие из лучших - всего лишь расходный материал и средство для достижения в том числе и своих личных целей. Фалько аполитичен, он не выбирал сторону боя, её за него выбрало начальство. Фалько же по сути просто живёт, играя. Вокруг насилие, кровь, лютая взаимная ненависть, а он словно смакует жизнь на вкус. Заботит его только его репутация лучшего агента и ,где-то в глубине души, своеобразное чувство чести. И интересных соратников, врагов и женщин встретит он на своём пути...
Это не самый лучший роман современного испанского писателя, но далеко и не самый худший. Стильная, местами психологически тяжёлая, но всёж однозначно хорошая книга. Про шпиона, кондотьера, а также адский перекрёсток испанской истории. Любителям книг Перес-Реверте рекомендую однозначно!
p.s. У данной книги уже написано продолжение - роман "Ева". Но на русский он пока ещё не переведён.
Андрей Белянин. "Четырнадцатый апостол" (сборник)
Читать поэзию – есть награда уже сама по себе. И поэтому не так просто набраться смелости и начать критиковать поэзию. Особенно поэзию хорошую, затронувшую что то в твоей душе. Да и сами поэты (вспомним хотя бы наших великих с их письмами критику) критиканство обычно не любили (так, любимые мною испанцы начала Нового времени и на дуэль вызвать могли бы, не говоря уж про упомянутых в том числе и в этой книге «наших всё» — Пушкине с Лермонтовым). А уж когда о высоком посмеет рассуждать человек пусть и высшим гуманитарным, но отнюдь не литературовед и – самое главное! – сам ни капельки не поэт. Классический потребитель и поглотитель книг и стихов. Так что простите меня за невольный трепет.
А, впрочем, всё это не сказка была, а только присказка. Потому что этот сборник действительно смог чем-то зацепить меня. И спасибо огромное написавшему все эти стихи человеку. И да храни его Бог на всех путях его.
Итак, «Четырнадцатый апостол». Синяя книга небольшого формата, Украшенная иллюстрациями авторской же работы. Стихи разных лет приведены в сборнике без явного разделения на подгруппы и года написания. Однако все их можно разделить по традиционному принципу – любовная лирика, поэзия гражданина, стихи о жизни, плачь (в старинном, исконном смысле это слова) о родной земле и родных людях, полёт фантазии во сне и на яву.
Читаешь – и словно собеседуешь с автором. Да, «стихи не пишутся согласно общему алфавиту». Да, есть/была любовь. Вино и кошка. Прекрасный град Петров на берегах Невы. Дороги, когда идёшь краем чёрной бездны – но смотришь при этом в небо. Смотришь с яростною надеждой.
А странствия лирического героя! Париж, любезный сердцу чуть ли не каждого русского, с молоком матери впитавшим порою дух классической русской литературы с её любовью ко всем этим «старым камням Европы». Причём любви совершенно несчастливой и односторонней. Но всё равно – вперёд, к старым римским виллам, вперёд, по древним римским дорогам! А эти берега старого Рейна с их знаменитыми виноградниками!
И боль русского сердца – Сербия. Косово, кровоточащее, словно заживо вырванное жестоким варварским палачом сердце… Уходящие в небо казаки. Пылающая земля Новороссии.
Вагонное окно. Всё так по-русски.
И – внезапно – стихотворение, посвящённое сыну. Фактически – письмо отца. Пронзающее насквозь. Сильнее и страшнее самой интимной любовной лирики.
И снова – дальние дороги. Вино Тосканы, пивная Мюнхена. Здесь пили те, сидели эти… Тени великих титанов европейской культуры всё ещё не изгнаны окончательно их своих родных мест.
Мой Бог, звезда над горизонтом – герой словно листает страницы то ли классического литературного путеводителя, то ли совершает некое литературно-религиозное паломничество. Пепел души – и вечное её же возрождение.
Потому что если забыть это всё – нагретое жарким солнцем вино древней земли, старые города, голос родной крови и пыль любимых когда-то давным-давно книг – то вечным круговоротом может стать
Утро. Будильник. Работа. Накатанные пути.
Гитара. Фламенко. Уроки. Всё и за всё заплати.
Но даже и там – любовь жива. Жена беременна, кот играется, роллы с баккарди. И мама покормит. И пусть снова опять паутина – но есть, есть жизнь даже в этом залайканном паутинном мире! И эта жизнь всё равно будет пробиваться и существовать вечно. И это прекрасно!
И как красиво звучат строки –
… А что же будет, cкажи мне? Неведомые города,
Шпили, башни, высокие стены и акведуки,
Мосты над рекой, словно скрещённые руки.
Будет небо. Честно. Вот небо будет всегда.
…
Небо – будет! А значит, нам стоило жить,
Вывернуть всё наизнанку и перепрошить.
А значит , снова и снова влюблённым сердцам
Идти улочками Вероны до кладбищенского венца.
…
Просто вместо квадрата Малевича будет – свет!
А иначе не стоило.
Иначе и смысла нет…
И словно перекличка тут с известным стихотворением Рене Шара (капитан Александр) – «Ты так спешишь писать». И с лучшими из миниатюрных эссе старого мудрого добряка Рэя Дугласа Брэдбери…
И словно внезапно распахнул томик Твардовского. Или Гумилёва.
Но вперёд, всё дальше и дальше ведёт поэт своего читателя. Ведёт его подобно Вергилию. И словно опадают с души шершавые старые чешуйки…
Немалая часть стихов данного сборника – некий диалог поэта с Творцом. Разговор с ним, рассказ о жизни своей ещё моление. Но молении больше о родной земле, земле русской, украинской сербской. Земле, где восстала нечисть. Где стали забывать древнюю славу и древнюю честь. И здесь словно сошлись воедино лихой казак и древний инок. Впрочем, чем они не архетипы великой истории нашей страны, страны вечно мятежной и вечно же готовой к самой тяжёлой и мучительной что битве, что работе… И вечная же мечта о мире.
Здесь и воспоминания и размышления о том, что досталось автору от предков а что он приобрёл сам.
И великолепная литературная игра, когда мысль автора мгновенно переносится от Испании к древней Праге, от дорог к описанию сентябрьской природы… И он словно склоняется перед ликом Творца…
А блистательное просто стихотворение, посвящённое им памяти Гауди!
А словно стекающие со строк капли вина! И дремлющее в ножнах бессмертие старинного клинка… И беды и проклятие прошлого –
…
(…) когда мир ополчился на мирЪ
…
Но всё равно, невзирая ни на что, есть в мире свет и есть истина, продолжает убеждать своего читателя поэт. И , прости Господи, но т а м , за чертой, которую суждено преступить однажды каждому потомку Адама, там, где будет взвешено всё доброе и всё злое, сотворённое человеком за его жизнь – добрые стихи, врачующие душу, они должны будут как-то учитываться. Я надеюсь на это.
Нда, давно не попадались мне в руки столь сильные поэтические сборники. Словно вино с кровью. Как будто причастие – но не в волчьем храме. Словно куст роз у старого надгробия.
Сильные стихи. Стихи, задевающие что-то в самой глубине души.
И ведь есть в этом томике и «чисто развлекательные» сонеты. Вообще, очень разносторонний и очень своеобразный получился этот «Четырнадцатый апостол».
Великолепная книга.
p.s.
Иллюстрации работы самого автора очень хороши. Чудесная графика.
Андрей Васильев "Чужая сила"
Хорошее такое городское фэнтэзи. Пусть и довольно типовое.
Молодой человек, типичный «офисный хомяк», друг получает наследство от умирающего старика-колдуна. Точнее, ведьмака. а дальше всё будет только хуже — ведьмы всех мастей, монстры, культисты, мертвецы неупокоенные...
Что хорошо — автор использует в основном славянский фольклер. Образы домовых у него получились вполне сочные, как и ещё одно одного из потусторонних персонажей. Любопытно, как абсолютно земной парень, не помнящий многое из того, о чём ещё в народных сказках рассказывают, решает приобщится-таки к многотрудному ремеслу ведьмака.
А ещё есть в этой книге просто неплохие размышления о жизни.
Не «Дозоры», конечно, но тем не менее вполне приятственная такая книга. С удовольствием прочитал бы потом и продолжение этой истории.
// Практически мистический ужастик!
Павел Корнев "Безликий"
Хорошая книга. Достойное продолжение цикла про сиятельного Лео. И ведь уже пятый том, как-никак, а читать всё также интересно. Хотя… Необходимо отметить что автор явно пошёл на довольно смелый эксперимент. И пусть действие идёт так, как должно, и линии предыдущих романов снова будут собраны и увязаны в одну охапку, нет, скорее, в символический пучок фасций. Третий департамент, малефики, заговорщики, фанатики-механисты и поклонники электричества, просто бандиты различных национальностей… Но всё это показано под довольно необычным фокусом. Словно читаешь зеркальное письмо Да Винчи. Автор ведёт своего героя, как некогда Вергилий вёл путями инфернальными одного поэта. И на этом пути, словно путеводные нити мелькают имена и появляются сами их носители – друзья Лео. Но будут таиться в глубинах этого запутанного и сумеречного лабиринта и подлинные чудовища.
В общем, надо чутка привыкнуть к смене ракурса. А далее оторваться от книги будет уже решительно невозможно. Браво, Павел Корнев, браво! Достойно продолжил цикл, очень достойно.
Что ещё порадовало особо. В паре моментов можно при желании найти перекличку с бушковским Сварогом, особливо с самой лучшей их частью – «Летающими островами». Будет повод вспомнить и чисто корневского Экзорциста. А вообще, мир империи Нового Вавилона, мир стимпанка, мир , где вроде как бы победили фанатичные технократы и поклонники идолов Науки и Прогресса, мир, разрываемые противоречиями как внутренними, так и едва сдерживающий рвущихся в него вернуть себе власть падших духов злобы поднебесной…
Финал интересен. Мне он показался несколько подростковым (в смысле – выбор героя), уж простите за честность. Нет, я бы не «взял деньгами». Но всё равно. Правда, после всех этих изломов судьбы главного героя…
В общем и целом очень удачное продолжение цикла получилось.
П.Корнев, А. Круз "Короткое лето"
Волей судьбы прочитал "Короткое лето" (в книжном была тотальная распродажа - и эту книжку я взял по цене стаканчика бодрящего напитка из кофемата).
До этого я совместный подцикл про приключения Хмеля и Клондайка не читал (начинал первую книгу - и забросил потом). В общем, впечатления вкратце...
Боёвки довольно мало. Много разговоров. Герои ходят, бродят, заключают сделки и ведут расследование. Много бумаги ушло на рассказы про оружие и снаряжение боеприпасов. Но написано всё это на вполне хорошем уровне. Если вспоминать чисто корневское же Приграничье, то наиболее близко по духу тут будет тот же роман "Там, где тепло".
Но если Вам по душе сам мир Приграничья- читайте, не пожалеете. В итоге. Потому что даже ради одного того небольшого рейда стоит взять в руки эту книгу. Там - дух того самого Севера cо всеми его тьмой, стужей и самыми, наверное, страшными монстрами - людьми. Потому что что призраки из тумана, что болотные твари видны и понятны сразу. А вот что там за душой у обычного вроде человека...
Хорошая книга, пусть чисто корневский "Кусочек юга" понравилось мне всёж несколько больше.