Оп-паньки! Два ига було?Кампари писал(а): Связь между игом русских в самой орде и игом в виде дани русским вне Орды.

Нет, хорошо устроились господа оккультисты: историй фактически существует несколько:
1. Киношная. По ней изучают историю те, кто читать не любит и не хочет. Голливуд штампует этот бред, пипл хавает, сдаёт экзамены - где-то, может быть, даже получают аттестаты. В нашем мире возможно абсолютно всё.
2.Школьная. По этой истории, утверждённой в разных странах разными же мин. образования (под редакцией дипломированных государством историков), детишек учат, - но никто ни за что не отвечает, ибо школьные учебники... (как же выразиться, Господи!?)... школьные учебники... В общем, не хрен верить школьным учебникам! Шо вы как дети малые! Мало ли - что написали в хрестоматиях? На заборах тоже пишут... И плевать на то, что составители учебников - дипломированные (т.е. получили дипломы, звания и чины от государства, чиновников, которые в означенной науке вовсе не обязательно должны разбираться, правильно?) историки, убелённые благородными сединами мужИ.
3.Студенческая. Тут становится несколько интересней: абитуриент сдаёт экзамены по школьным учебникам, но ему опосля поступления в ВУЗ дают установку всё забыть к лешевой бабушке и слухать туда, кто их говорить будет. Студенты - не детишечки малые - их страшными сказками не купишь. Кстати говоря, не слышно что-то про то, что б студенты задавали неудобные вопросы тем, по чьим учебникам их, болезных, учили. Но это понятно: захочешь диплом - будешь сдавать сессии так, как надо. Никакого заговора, Боже упаси, но пробиваться в научной деятельности будешь без помощи означенной науки. Ферштейн? Яволь!

4.Академическая. Самая интересная история, но, увы, недосягаемая для простых смертных. На данном этапе вступают в силу: «научный метод» с «научной методикой». Что сей зверь означает неизвестно, известно только, что питается он учёными степенями, дипломами, авторитетами в «научном мире». Вот и появляются, в итоге, бредовые фильмы, снятые «на исторической основе», пишутся школьные учебники, воспитываются внимательные студенты, которые продолжат дело великих и т.д.
И плевать, что иные теории и версии расходятся с жизненными принципами, логикой, правдой жизни. Плевать, что одни учёные мужи пишут про расцвет сельского хозяйства не Родине Чингиза, а другие бормочут о многолетних засухах, но ни одна из сторон не указывает ПРИЧИНЫ, которая заставила родоплеменных монголов собраться в феодальную толпу и двинуться на Запад, меняя по пути свои исконные монгольские имена на татарские, меняя шахов, шейхов, ханов, царей и князей по своему усмотрению, меняя всем уклад жизни - так и не получив для себя никакой выгоды. Никакой. Абсолютно. Сгинули в истории, как и многие до них, не оставив своим потомкам ни черта. А шо, оставили? Ах, да!.. Монголия...

