Экранизации
Ещё раз перечитала Закон «Об авторском праве и смежных правах». Вот какие соображения:
Вы пишете, что в соответствии со ст.7 Закона «что книга и фильм являются самостоятельными объектами авторских прав. И у них у каждого свои авторы и правообладатели.»Нет возражений, всё точно.
Теперь по поводу терминологии.
Автор. Ст.4 Закона гласит «автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение». Так что я настаиваю на том, что автор – лицо физическое.
Он обладает авторскими правами: личными и имущественными. Т.е. он – правообладатель.По авторскому договору имущественные права (или их часть) могут быть переданы пользователю(в том числе и юр.лицу.). в случае экранизации пользователь может также быть изготовителем.
Но даже в случае, если создание фильма – не есть предмет авторского договора, у меня остались вопросы. По авторскому договору автор передает кинокомпании права на использование произведения для экранизации.(кстати, в Законе нет понятия «экранизация», есть только «воспроизведение» или «переделывание» - Ст.16). Вот как это должно быть по Ст.31
P.S.По поводу УК я комментировать пока не буду, т.к. не успела посмотреть.
Вы пишете, что в соответствии со ст.7 Закона «что книга и фильм являются самостоятельными объектами авторских прав. И у них у каждого свои авторы и правообладатели.»Нет возражений, всё точно.
Теперь по поводу терминологии.
Автор. Ст.4 Закона гласит «автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение». Так что я настаиваю на том, что автор – лицо физическое.
Он обладает авторскими правами: личными и имущественными. Т.е. он – правообладатель.По авторскому договору имущественные права (или их часть) могут быть переданы пользователю(в том числе и юр.лицу.). в случае экранизации пользователь может также быть изготовителем.
Тут я с вами снова соглашусь: в дальнейшем пользователь(изготовитель), приобретя у автора книги и авторов фильма имущественные права, сам становится правообладателем (например кинокомпания по отношению к кинотеатру), но это уже за рамками нашего договора.Заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. (п.2 Ст.13)
Вот это ключевой момент. Если я вас правильно поняла, то создание фильма не является предметом авторского договора, а предметом является простая передача имущественного права. (Пожалуй, я согласна – Ст.30,31 Закона) Отсюда к вам вопрос : Авторский договор вообще является договором коммерческой концессии (Ст.1027 ГК) или нет?Miha писал(а):Фильм создается не в результате действий сторон по авторскому договору, а в результате сложного производственного процесса. Заключенный создателями фильма с автором книги авторский договор на данный процесс не влияет никак.
Но даже в случае, если создание фильма – не есть предмет авторского договора, у меня остались вопросы. По авторскому договору автор передает кинокомпании права на использование произведения для экранизации.(кстати, в Законе нет понятия «экранизация», есть только «воспроизведение» или «переделывание» - Ст.16). Вот как это должно быть по Ст.31
Автор может передать права с оговорками и условиями (Читала, что при экранизации «Охоты на пиранью» Бушков поставил условие, чтобы Мазура не делали педиком). Тогда несоблюдение компанией этих условий – есть нарушение договора и повод автору требовать расторжения договора и снятия фамилии из титров. Если же таких условий нет, то это значит, что автор заранее согласен с тем как будет использовано его произведение. Подписывая такой договор, он даёт кинокомпании «карт бланш» и в этот момент принимает на себя ответственность за результат.. Авторский договор должен предусматривать: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.
Вот тут есть ещё одна загвоздка.По п.4 Ст.13Miha писал(а):В случае с пираньей и Бешенной Сан Саныч, насколько я в курсе, никакого отношения не имеет к сценариям.
Значит роман все-таки является составной частью фильма? А как ещё понимать закон, где автора романа ставят в один ряд с оператором-постановщиком и д.р.? В случае, если фильм вышел плохим виноват автор фильма (режиссер, сценарист и др.) и авторы составных частей фильма.Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (автор романа, положенного в основу сценария, и другие), так и созданных в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), пользуются авторским правом каждый на свое произведение.
P.S.По поводу УК я комментировать пока не буду, т.к. не успела посмотреть.
Жизнь такова, она какова и больше не какова.
Jey писал(а):
Jey писал(а):
Jey писал(а):
Условие Сан Саныч мог поставить и устно. Ну, например ставя подпись произнес: "Снимайте что хотите - главное Мазура педиком не делайте". Это можно, кстати у Райдена уточнить. Сомнительно, что такое условие можно сформулировать в авторском договоре. Посмотрите на содержание договора - порядок, размер и сроки выплат. А все "другие условия" должны быть "существенными для данного договора". То есть не касаются содержания фильма, а касаются каких либо специфических нюансов по срокам (например что-то вроде такого вот условия: Если в течение 2 лет с момента заключения договора фильм так и не будет снят, то автор вправе передать права на экранизацию другому лицу, не возвращая выплаченное вознаграждения).
Так что никакой вины он на себя не берет. Я уже приводил шуточный пример с Пушкиным. Вы его раскритиковали. Хорошо, тогда почему ни кто не осуждает Стругацких (именно их) за откровенно слабую экранизацию "Трудно быть богом"?
Jey писал(а):[/
А я и не спорю! Я тоже на этом настаиваю!Ст.4 Закона гласит «автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение». Так что я настаиваю на том, что автор – лицо физическое.
Jey писал(а):
ИМХО нет. Это гражданско-правовой договор, не выделенный отдельно в ГК. А для договора коммерческой концессии установлен определнный субъектный состав: "Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей."(п. 3 ст. 1027). Автор же по закону просто физическое лицо и необязательно зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.Отсюда к вам вопрос : Авторский договор вообще является договором коммерческой концессии (Ст.1027 ГК) или нет?
Jey писал(а):
. Авторский договор должен предусматривать: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.
Автор может передать права с оговорками и условиями (Читала, что при экранизации «Охоты на пиранью» Бушков поставил условие, чтобы Мазура не делали педиком). Тогда несоблюдение компанией этих условий – есть нарушение договора и повод автору требовать расторжения договора и снятия фамилии из титров. Если же таких условий нет, то это значит, что автор заранее согласен с тем как будет использовано его произведение. Подписывая такой договор, он даёт кинокомпании «карт бланш» и в этот момент принимает на себя ответственность за результат.
Условие Сан Саныч мог поставить и устно. Ну, например ставя подпись произнес: "Снимайте что хотите - главное Мазура педиком не делайте". Это можно, кстати у Райдена уточнить. Сомнительно, что такое условие можно сформулировать в авторском договоре. Посмотрите на содержание договора - порядок, размер и сроки выплат. А все "другие условия" должны быть "существенными для данного договора". То есть не касаются содержания фильма, а касаются каких либо специфических нюансов по срокам (например что-то вроде такого вот условия: Если в течение 2 лет с момента заключения договора фильм так и не будет снят, то автор вправе передать права на экранизацию другому лицу, не возвращая выплаченное вознаграждения).
Так что никакой вины он на себя не берет. Я уже приводил шуточный пример с Пушкиным. Вы его раскритиковали. Хорошо, тогда почему ни кто не осуждает Стругацких (именно их) за откровенно слабую экранизацию "Трудно быть богом"?
Jey писал(а):[/
Вот. Даже писать ничего ненадо - прочтите выделенное мной еще раз и разберетесь Никакой загвоздки! Ни какой "составной частью" роман не является, и следовательно никакой ответственности автора за "плохое кино":lol: За фильм ругать надо того, кто виноват в его плохости. Сценариста за сценарий, оператора за качество съемки, и.т.д.Вот тут есть ещё одна загвоздка.По п.4 Ст.13
Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (автор романа, положенного в основу сценария, и другие), так и созданных в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), пользуются авторским правом каждый на свое произведение.
Значит роман все-таки является составной частью фильма? А как ещё понимать закон, где автора романа ставят в один ряд с оператором-постановщиком и д.р.? В случае, если фильм вышел плохим виноват автор фильма (режиссер, сценарист и др.) и авторы составных частей фильма.
Жизнь похожа на смех со сломанным ребром
Я задавала вопрос по поводу договора коммерческой концессии и вы ответили:
Но даже допустим, что никаких условий не оговорено. Ещё раз цитирую Ст.31 « Авторский договор должен предусматривать: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору)…». Автор передает право на экранизацию. В законе, как я уже говорила, нет понятия «экранизация», но в Ст.16 перечислены следующие имущественные права:
Вы совершенно верно выделили часть текста по поводу индивидуальных предпринимателей. Я это тоже заметила и в этом причина моего вопроса. Значит мы сходимся во мнении, что авторский договор – не коммерческая концессия.ИМХО нет. Это гражданско-правовой договор, не выделенный отдельно в ГК. А для договора коммерческой концессии установлен определнный субъектный состав: "Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей."."(п. 3 ст. 1027). Автор же по закону просто физическое лицо и необязательно зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Не вижу причин, почему стороны договора не могут решить, существенно то или иное условие для данного договора или нет. И, соответственно, вставить в договор условие, которое они считают существенным. Никаких ограничений я в законе не нахожу.Miha писал(а):Сомнительно, что такое условие можно сформулировать в авторском договоре. Посмотрите на содержание договора - порядок, размер и сроки выплат. А все "другие условия" должны быть "существенными для данного договора". То есть не касаются содержания фильма, а касаются каких либо специфических нюансов по срокам (например что-то вроде такого вот условия: Если в течение 2 лет с момента заключения договора фильм так и не будет снят, то автор вправе передать права на экранизацию другому лицу, не возвращая выплаченное вознаграждения).
Но даже допустим, что никаких условий не оговорено. Ещё раз цитирую Ст.31 « Авторский договор должен предусматривать: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору)…». Автор передает право на экранизацию. В законе, как я уже говорила, нет понятия «экранизация», но в Ст.16 перечислены следующие имущественные права:
Какие же имущественные права передаются в нашем случае? Прежде всего право на воспроизведение и право на переработку. Оно и понятно – как можно сделать из книги фильм, не переработав! Только посадить перед камерой актера, читающего книгу вслух. Значит, автор разрешает переработку.. По житейской логике абсолютно ясно: кто что разрешил, тот за то и отвечает. Он может потом говорить «да кто ж знал, что они…», но в жизни это слабое оправдание. Так что ИМХО моральную ответственность автор несет обязательно. С точки зрения закона всё сложнее, т.к. авторский договор и комплекс договоров на съемки фильма – разные вещи. Я уже согласилась с вами, что по Ст.401 привлечь автора не получится, т.к. он – не сторона договора на киносъёмки. Вообще по многим причинам( уже здесь озвученным) шансы привлечь автора ничтожно малы. Но они есть.Ведь разрешил же, как ни крути! И не отозвал своё разрешение, когда увидел плохой результат!воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
публично показывать произведение (право на публичный показ);
публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
переводить произведение (право на перевод);
переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);
сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).
Давайте прочтём вместе! ! Только выделение я поменяю.Miha писал(а):Вот. Даже писать ничего ненадо - прочтите выделенное мной еще раз и разберетесь
С тем, что авторы составных частей имеют авторские права каждый на свое произведение, я вовсе не спорю.. Но роман – составная часть фильма, в законе ясно написано. Думаю, дело вот в чем: автор разрешил переработку книги и получилась её киноверсия. С которой автор, разумеется, согласен (разрешил же её создание и не отозвал же разрешение). Вот эта киноверсия и есть составная часть фильма. И автор за неё ответственен (см. выше).. Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (автор романа, положенного в основу сценария, и другие), так и созданных в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), пользуются авторским правом каждый на свое произведение. (п.4 Ст.13).
Не знаю, почему никто, а я не осуждаю т.к. не смотрела. Но если посмотрю, и мне не понравится, то оценка действиям Стругацких будет такая же, как Бушкова. Никаких преференций. Да и Бушкова я не осуждаю. Просто отмечаю, что его ответственность есть.Miha писал(а):тогда почему ни кто не осуждает Стругацких (именно их) за откровенно слабую экранизацию "Трудно быть богом"?
Жизнь такова, она какова и больше не какова.
Вот вы вообще подумайте хоть капельку, перед тем как говорить такие вещи.Ведь разрешил же, как ни крути! И не отозвал своё разрешение, когда увидел плохой результат!
Как вы себе это представляете? "Мне не понравился фильм, который вы сняли по моей книге, поэтому я отзываю свое разрешение на съемку фильма и возвращаю деньги". Так?
Вы как-то закон через слово по диагонали читаете. Ясно же и четко сказано, каждый отвечает за _свое_ произведение. И причем тут что куда входит? За чужую работу никто не должен отвечать.
Вы вообще юрист?
Что-то мы с вами шибко серьёзные... Давайте развлечемся, я тут смешную заметку надыбала в рамках нашей темы.
Вот так вот! По отдельности - высокое искусство, а всё вместе - порнография.В Старом Свете разгорается очередной скандал – представители некоторых стран Евросоюза считают появившийся на портале YouTube проморолик европейского кинематографа «бесстыдным и порнографическим». Речь идет о клипе длительностью 44 секунды, в ходе которого зрителям демонстрируется 18 половых актов, в разное время фигурировавших в известных картинах европейских режиссеров.
Клип, заканчивающийся словами «Кончим вместе!» и «Европа поддерживает европейское кино» сразу же вызвал бурную реакцию консерваторов в разных странах Евросоюза. Так, представитель британских тори в Европарламенте Крис Хитон-Харрис уже назвал факт создания порноролика «растратой денег европейских налогоплательщиков» – как выяснилось, создание клипа было профинансировано из бюджета Еврокомиссии.
Жизнь такова, она какова и больше не какова.
За чужую работу не должен. А за своё разрешение должен.Rayden писал(а):За чужую работу никто не должен отвечать
По профессии? Нет. Я много лет проработала главным бухгалтером, в средних фирмах он выполняет и обязанности юриста. Отсюда любовь к изучению законодательства. Замечу, что здесь беседовать о законах гораздо приятнее, чем в ментовке или в налоговой.Rayden писал(а):Вы вообще юрист?
Жизнь такова, она какова и больше не какова.
Наверное, стоит пояснить мой ответ. Увы, но в жизни полно случаев, когда мы отвечаем именно за чужие действия. Приведу пример: некое лицо арендует автомобиль и становится виновником ДТП. Кто будет отвечать за вред, причиненный ДТП? Посмотрим Ст.640 ГК РФJey писал(а):За чужую работу не должен. А за своё разрешение долженRayden писал(а):За чужую работу никто не должен отвечать
Как видите, отвечает не тот, кто совершил ДТП, а тот, кто разрешил пользоваться своим имуществом.Могу добавить, что именно такой случай произошел с моими близкими родственниками. Тогда сбили насмерть человека. Хозяину машины пришлось несладко: он заплатил штрафы и только с помощью адвокатов избежал необходимости платить алименты детям погибшего.Ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель в соответствии с правилами, предусмотренными главой 59 настоящего Кодекса. Он вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора
Жизнь такова, она какова и больше не какова.
Теперь давайте вернемся к экранизациям. Главный вопрос – можно ли привлечь автора к ответственности, если он передал киностудии права на экранизацию, а в результате получился плохой фильм.
По авторскому договору автор передал права на определенные действия («воспроизведение», «переработку» и др.) со своим романом на определенный срок и территорию за вознаграждение. В Законе «Об авторском праве и смежных правах» нет ни слова о дальнейшем использовании переданных прав и об ответственности за продукт, получившийся в результате такого использования. В вопросах, неурегулированных конкретным законом, стороны руководствуются Ст.6 ГК РФ.
По авторскому договору автор передал права на определенные действия («воспроизведение», «переработку» и др.) со своим романом на определенный срок и территорию за вознаграждение. В Законе «Об авторском праве и смежных правах» нет ни слова о дальнейшем использовании переданных прав и об ответственности за продукт, получившийся в результате такого использования. В вопросах, неурегулированных конкретным законом, стороны руководствуются Ст.6 ГК РФ.
Если посмотреть, описаны ли в законах сходные отношения, то мы увидим договор коммерческой концессии . (Ст.1027 ГК), который мы уже обсуждали.В случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Всё очень похоже. Только в нашем случае автор - не индивидуальный предприниматель. Поэтому применить впрямую эту статью к авторским договорам мы не можем. Но в случаях, неурегулированных Законом «Об авторском праве и смежных правах», мы вправе обратиться к этому разделу ГК. А в этом разделе далее есть Ст.10341. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю…
2. Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав… правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности…
3. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей
Чем больше думаю на эту тему, тем определенней представляется мне ситуация. Это следует из самого духа Гражданского Кодекса. Гражданин, доверяя или разрешая другим что-либо сделать, несет ответственность за их действия.Правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии.
По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем.
Жизнь такова, она какова и больше не какова.