Holger писал(а):Итак, что мы имеем в сухом остатке.
Доказательства использования луков монголами можно свести к следующему:
1.Упоминания об этом в источниках.
2.Рисунки тех времен.
3.Археологические находки как в захоронениях, так и на местах боев.
4. Использование луков в массовом количестве у других кочевников - арабов, башкир, тюрков, казахов, ет сетера, ет сетера....
В возражение этому я услышал лишь достаточно мутные рассуждения о неких трудозатратах (каких?).
Если есть возражения по делу, конкретно с археологическими находками, с доказательствами по невозможности существования луков - милости прошу.....
Насчет трудозатрат по производству лука - так пару страниц назад ссылочки были, там аутентичный лук изготовляли по старым технологиям. Можно прикинуть...
А я вообще-то толкую о трудозатратах, необходимых для экипировки одного воина. Лошадь я так понимаю, у него поумолчании уже есть. Предположим, что у этого воина из монгольских степей нет в наличии такой роскоши как кольчуга, а весь доспех из кожи. Самый простой такой кожаный доспех.Ну и к нему другая экипировка.
Какая может быть экипировка? Ну наверное это сбруя, седло, щит кожаный на деревянном каркасе, кожаный шлем, кожаныйжилет и меховой халат, поддоспешный. Кожаная обувь.Еще кожаный колчан под стрелы. Чехол под лук. Ножны для сабли. Ниче не забыл?
Чтобы изготовить все это надо
1. Получить кожу
2. Обработать кожу.
3. Изготовить собственно продукт.
Как получить кожу? Понятно что из шкур какого -либо животного. Предположим что все это изготовляется их шкур крупного рогатого скота. Чтбы ее получить надо:
1. Забить животное. Причем забить не абы когда, а для качественных кож забить в определенное время.
Не все равно, когда забивать скотину. Коров, быков и лошадей лучше всего убивать осенью, начиная с августа и до конца декабря. В это время скотина бывает сытая, и шкура снимается плотная и здоровая. Если на шкуре были болячки, то они в это время уже зажили, а новые болячки к этому времени на скоте не появляются.
Зимой от холода и плохого корма скотина худеет, и кожа на ней - более тонкая и тощая. К тому же на шкуре волос становится гуще и длиннее, что делает выработку кожи хлопотливее и труднее.
По весне, когда скотина выходит на траву, она начинает поправляться, но зато на шкуре появляются свищи. Летом свищи начинают зарастать, так что на шкуре остается только оспина. К осени шкура почти совсем поправляется.
2. Снять шкуру.
3. Обежирить шкуру
5. Выправить шкуру.
6. Законсервировать шкуру.
Затем из шкуры надо получить кожу. Для этого нужно последовательно провести следующие технологические операции:
1. Выделка кож
1.1 Золение
1.2 Мочка на реке
1.3 Сырьевая разделка
1.4 Кисель (хлеб)
1.5 Предварительное дубление, или заличка
1.6 Заличка механическая
1.7 Дубление
1.8 Второй дуб, или засыпка
1.9 Третий дуб
1.10 Засыпка в четвертый дуб
1.11 Смазка и окраска кож
1.12 Сушка
1.13 Отделка
Правда это русский способ, но не думаю, что у тех же монголов это принципиально отличалось.
Подробнее о технологии получения кожи можно узнать здесь:
http://www.modnaya.ru/library/009/index.htm" onclick="window.open(this.href);return false;
Теперь нужно полученную кожу раскроить а потом изготовить все кожаные изделия для воина. Сбрую, седло, щит, доспех и пр.
А нормативы времени на изготовление изделий из кожи ручным способом наверняка есть в соответствующих отраслевых стандартах. Так что можно примерно прикинуть по времени сколько займет изготовление комплекта для одного воина.
Можно, конечно, сказать, что операции по получению из шкур кожи делали женщины, но в былинах упоминается русский богатырь Никита Кожемяка, который между боевыми делами был кожевниом и мял кожи. Так что это далеко не женский труд. Можно так же сказать, что это все заранее сделал сам воин, перед тем как отправиться в поход. Но так как это непрофессиональный воин, а простой ополченец/пастух, то он будет это делать по остаточному принципу. Тогда когда останется время от домашних хлопот. Но тогда он это все будет делать не один год. Да и потом, если такое предполагать, то надо признать, что кочевник был действительно суперменом. Сам себе кожи заготавливал, шил из них все, седла, доспехи. Делал луки, копья, сабли. Вил арканы, профессионально пас скотину, а еще и воевал, так что всем соседям было завидно.
А теперь прикиньте затраты на подготовку нескольких туменов! Если все это делали сами воины, то на подготовку к войне надо затратить несколько лет. А если это быстро, то надо мобилизовать несколько сотен мастеров, которые не будут ниче делать, кроме как оружие клепать! А еще ведь их надо материалами обеспечить! Сотнями тысяч качественно выделанных шкур. И это только по кожанным доспехам! А еще миллионы наконечников для стрел, а еще сотни тысяч наконечников для копий и еще столько же заготовок для сабель для оружейников и кузнецов!
Для диких монголов - не вытанцовывается!
Поэтому, у меня есть несогласия с офиц версией. И они таковы:
1. Численность войск кочевников намного меньше, тысяч пять самое большое.
2. Кочевники, которые воевали в Китае, Средней Азии, на Кавказе и на Руси - это разные кочевники, жившие пососедству от этих государств.
3. Экипировку кочевники получали от этих же государств, во всяком случае это относится именно к военной экипировке. Либо посредством торговли, либо в качестве платы за совместные действия с местными феодалами вовремя междоусобиц.
4. То что называется ИГО - это войны по централизации власти у одного государства, и кочевников использовали чаще, чем обычно.