Киров

iskatel222
Сообщения: 2025
Зарегистрирован: 20 мар 2014, 15:30

Киров

Сообщение iskatel222 »

Вроде пересекались во время работы с партизанским движением. Во время войны деятели Карельской республики вроде находились в Ленинградской области.
iskatel222
Сообщения: 2025
Зарегистрирован: 20 мар 2014, 15:30

Киров

Сообщение iskatel222 »

Интересные воспоминания
Шатуновская О. Г. Об ушедшем веке. Рассказывает Ольга Шатуновская / сост.: Д. Кутьина, А. Бройдо, А. Кутьин. – La Jolla (Calif.) : DAA Books, 2001. – 470 с.

Рассказано Джане 18-19.08.1974, 7-8.11.1981, Андрею, 1989
Нефтепромышленник Нобель

Нефтепромышленник, хозяин бакинских нефтяных промыслов был Нобель. Большевики экспроприировали все нефтеналивные суда, и так они, с теми же названиями и под его именем, заходили в иностранные порты. И однажды были там задержаны с тем, чтобы, может быть, возвратить их ему - как чужая собственность. И тогда он прислал телеграмму бакинским рабочим, что он их прощает и дарит им все свои промысла и пароходы. Он был очень добрый, любил и заботился о своих рабочих, и о членах их семей https://www.sakharov-center.ru/asfcd/au ... e&num=1702
Интересно, эта телеграмма сохранилась, если была?
батоно Гугуцэ
Сообщения: 137
Зарегистрирован: 10 июн 2005, 12:22

Киров

Сообщение батоно Гугуцэ »

iskatel222 писал(а): 04 июл 2021, 15:21 Вроде пересекались во время работы с партизанским движением. Во время войны деятели Карельской республики вроде находились в Ленинградской области.
Нет, Карельский штаб партизанского движения и большая часть партийно-хозяйственных органов находилась в Беломорске.
батоно Гугуцэ
Сообщения: 137
Зарегистрирован: 10 июн 2005, 12:22

Киров

Сообщение батоно Гугуцэ »

iskatel222 писал(а): 24 окт 2021, 14:05 Интересно, эта телеграмма сохранилась, если была?
Про нефтеналивные суда физдежь. Нефтеналивные суда Нобеля, на которых он по Волге таскал керосин, были спроектированы инженером Шуховым, как балка, лежащая на зыбком основании. То есть были плоскодонными и выход за траверс Керчи в 90% случаев означал только одно - опрокидонт с последующим утоплением. Помнится спроектированный по такой же схеме речной монитор "Железняков", когда прорывался в 1942 году с Кубани через плавни у поселка Пересыпь в Азовское море, беспокоил команду и командира не прорывом на большую воду, а проблемой как он с плоским днищем да еще осенью дошкандыбает до своих хотя бы до Анапы. Идти мористее - 100% смерть, идти прижимаясь к берегу - тоже самое. В мемуарах открыто пишут - жутко повезло с погодой и туманом, поэтому шкрябая винтами по мелководью с трудом дошли до Кизилташского лимана, откуда послали гонца за помощью.
Прудникова
Сообщения: 4302
Зарегистрирован: 08 дек 2008, 14:01

Киров

Сообщение Прудникова »

Я чего-то не поняла:по Волге или траверз Керчи? Волга впадает в Каспийское море, а Керчь - в Черном. А у Нобеля танкеров в Черном море не было?
батоно Гугуцэ
Сообщения: 137
Зарегистрирован: 10 июн 2005, 12:22

Киров

Сообщение батоно Гугуцэ »

Прудникова писал(а): 22 июл 2022, 17:30 Я чего-то не поняла:по Волге или траверз Керчи? Волга впадает в Каспийское море, а Керчь - в Черном. А у Нобеля танкеров в Черном море не было?
Танкеров у Нобеля на Черном море не было. Зато на линии Баку-Ярославль (Каспий-Волга) Нобель гонял целый флот танкеров собственной конструкции, разработанных инженером Шуховым. Этот же товарищ разработал Нобелю и инновационнейшие (на то время) резервуарные парки, не требовавшие сооружения мощных фундаментов. Конструкция получилась вельми зело изячная, и дешевая, как портянки старого хоббита. Шухов творчески рассудил, что городить огород и создавать очередной проект судна классической компоновки, для того, чтобы ходить по тишайшему Каспию и Волге-матушке будет явным перебром и адаптировал схему расчета резервуара для судна. Получилась такая же дешевая и прочная плоскодонка, которую мог собрать в Баку любой Ваня, Гурген, Ашот, Магомед или Исмаилка, который молоток и зубило увидел позавчера. Правда, если уж быть совсем точным, то пилотный проект танкера под собственным именем "Зороастр" собирали в Швеции, на верфи в Гетеборге, но потом производство перенесли в Баку и Царицын. Отличительной чертой танкерного флота Нобеля стало именование их по нациям, проживающим в Российской Империи: "Башкир", «Бурят», «Вогул», «Гиляк», «Жмудин», «Зырянин», «Кабардинец», «Калмык», «Киргиз», «Литвин», «Лопарь», «Монгол», «Мордвин», «Татарин», «Тунгус», «Туркмен», «Финн», «Цыган», «Черемис», «Чеченец», «Чуваш», «Якут» и пр. Некотрые из них бегали с грузами аж до 1959 года.
Теперь про нестыковки в датах.
В 1918 году товарищество братьев Нобель было национализировано. Эммануил Людвигович чирнул на историческую родину, где практически сразу отошел от дел. Что и неудивительно, после стольких лет в России, уроженцу Санкт-Петербурга, начинать бизнес в нуля да еще в других реалиях было весьма рискованно.
Преставился наш герой в 1932 году в Стокгольме. После этого скорбного события прямые наследники сосредоточились в основном на оперативном управлении фондом Нобеля.
Канал "Волго-Дон", позволивший (в теории) танкерам Нобеля выходить в Черное море, был открыт 1 июня 1952 года.
Беломорканал открыли в 1932-1933 годах, т.е. когда Нобель уже померши.
Мариинская речная система, только в 1933 году, после ввода каскада Свирских ГЭС стала способна пропускать танкер в Ладогу и Онегу, то есть тоже когда Нобель того-с. Ушел греться к костру предков в стране вечной охоты. До этого глубина канала в некотрых местах было меньше метра и в Рыбинске суда перегружали на железнодорожные вагоны. Или на лодки.
Даже если предположить, что все эти сооружения функционировали с 1918 по 1932 год - выход в море плоскодонных речных кораблей да еще и в заграничный рейс был рейсом в один конец. На дно.
Вот поэтому все, что написано в опусе "центра мужа Ебоннер" - бред сивой кобылы и является плодом больного воображения перестроечных дитятей-постиндустриалов.
Прудникова
Сообщения: 4302
Зарегистрирован: 08 дек 2008, 14:01

Киров

Сообщение Прудникова »

Однозначно, бред. Хотя бы потому, что господа эмигранты до последнего надеялись вернуть свое. А уж коль подарил - так подарил.
батоно Гугуцэ
Сообщения: 137
Зарегистрирован: 10 июн 2005, 12:22

Киров

Сообщение батоно Гугуцэ »

Прудникова писал(а): 23 июл 2022, 08:21 Однозначно, бред. Хотя бы потому, что господа эмигранты до последнего надеялись вернуть свое. А уж коль подарил - так подарил.
И это тоже. Еще факт: до 1955 года СССР не экспортировал нефть. Ему самому нефти не хватало катастрофически. В 1939 году годовая добыча СССР - 31 млн. тонн. При годовой потребности народного хозяйства чуть выше 32 млн. тонн (сведения взяты из книги доктора исторических наук Марии Славкиной, которая была пресс-секретарем В.И. Грайфера, одного из динозавров советской нефтянки). Так что гонять танкеры по заграницам у СССР не было никакого смысла. Возить в них было нечего.
Для сравнения: годовая добыча Румынии конца 30-х - 12 млн.тонн, Венесуэлла - 50 млн.тонн, Техас и Мексика - чуть больше 60 млн. тонн.
Аватара пользователя
Rayden
Admin
Сообщения: 65878
Зарегистрирован: 28 мар 2003, 13:31

Киров

Сообщение Rayden »

батоно Гугуцэ, а когда скачок получился? До войны или позже? И главное, за счёт чего?
а у дельфина взрезано брюхо винтом, выстрела в спину не ожидает никто.
батоно Гугуцэ
Сообщения: 137
Зарегистрирован: 10 июн 2005, 12:22

Киров

Сообщение батоно Гугуцэ »

Rayden писал(а): 23 июл 2022, 18:56 а когда скачок получился? До войны или позже? И главное, за счёт чего?
Двумя словами не ответишь.
В 1929 году Губкин доказал и подтвердил наличие нефти в Башкирии и Татарии. В 1932 году стали закладывать Второе Баку - то есть создавать инфраструктуру и прочие дела в Оренбуржье, Самаре, Татарии, Башкирии и Ижевске. Дело осложнялось тем, что нефть в этом регионе самая говённая в мире. Для нее даже отдельный стандарт придумали - "Юралс". Масса серы, битумов, тяжелых погонов. Выход светлых на атмосферных трубчатках не более 20% (грозненская и бакинская нефть давали выход светлых фракций на первичных процессах до 85%). Тут же вспомнили про крекинг, но оказалось, что до революции все патенты Шухов через свого агента в США продал фирме "Гудри". Началась кадриль с переплясками. В общем, плюнули и решили выкупать обратно, благо "Гудри" сосало даже не лапу, а кое-что похуже. Под выкуп лицензии, развели "Гудри" еще на два крекинг-завода, а Шухов и его ученики вытянули массу интересного про переработку в США тяжелой нефти - она шла в основном с Венесуэллы и Мексики. Пока суть да дело, наступил 1938 год, построили два крекинг-завода - в Москве и Херсоне. Году к 1940 отработали и обкатали технологии, стали тиражировать на Второе Баку. Заложили заводы в Уфе, Казани, но вводили их уже в 1942 году в авральном варианте, также как и скважины. В общем, война подсиропила тогда сильно. Всю войну заводы работали по обходной технологии, хоть и понимали, что фактически заводы работают в ресурсе "год за пять". Второе Баку специализировалось на дизельных фракциях (бензина получали там немного), а вот само Баку и Грозный - давали в основном легкие фракции - бензин и керосин. И все равно бензина и соляры не хватало. Американцы получали авиабензин Б-100, где выход авиабензина был 120 литров с тонны нефти. У нас получали максимум Б-80, который "Аэрокобры" и прочие "Томагавки" не кушали, поэтому союзнички гнали конвеером еще и танкеры с авиабензином.
В 1945 году добыча нефти рухнула на 16 миллионов. Но по планам восстановления к 1952 году необходимо было выйти на 60 миллионов тонн, имея мощности переработки на 58 миллионов тонн. То есть гнать сырую нефть на экспорт СССР не собирался даже близко. Планы на 1952 год даже перевыполнили - добыли 63,2 млн. тонн. Но потом началась хрущевская вакханалия, когда в 1960 году ввалили огромные деньги в геологоразведку и бурение (как в целину), после чего лихо вскрыли сверхгигант Самотлор, откуда рванули фонтаны с дебетом до тысячи тонн в сутки. Такие дебиты ни Нобелю, ни кому-то ни было еще даже не снились, а тут рвет фонтан без насосов и прочей машинерии по тысяче-полторы ежедневно. И что с этим делать? Погнали на экспорт, благо конъюнктура была отличная - цена за бочку была просто шикарная, переводя в современный стоимостной паритет как минимум сотка за баррель влегкую. И вот с этого самого момента, годика так в 1965, СССР ворвался кавалерийским аллюром в клуб великих нефтяных держав, когда нефти было столько, что и себе хватало, и варшавскому блоку с избытком было, да еще можно было и всяких попутчиков в виде всяких негров и прочих цветных марксистов подогревать. А с 1917 по 1945 год нефти едва-едва хватало самим. Не зря экспериментировали с паромобилями, газогенераторами, строили прочую экзотику, лишь бы свести топливный баланс без импорта.
Так что скачок вышел после войны, на базе развития довоенных плановых показателей (когда подготовили кадры и промышленность для нефтегаза), дополненных инвестициями в Западную Сибирь в 1959-1969 гг.
Ответить