Лукьяненко С. В. и его творчество (II)
Добавлено: 26 фев 2020, 10:25
Интересные рассуждения Лукьяненко о литературе про попаданцев
Путь Попаданца.
РПГ-фантастику чаще пишет молодежь. Молодежь верит в то, что настоящие приключения где-то там, в виртуальном мире, он неотличим от реального, а пряники растут на нарисованных деревьях.
" - Корпорация имеет к тебе заказ, Чёрный Странник!
Я поднял забрало и глаза от трактирного стола и мрачно посмотрел на волшебника, посмевшего оторвать меня от кувшина тёмного арковрдскогово пива.
Увы, волшебник был сорокового уровня, а мой герой, паладин, всего лишь семнадцатого..."
Ну, как-то примерно так.
Про попаданцев чаще пишут люди в возрасте. Вообще-то помахать кулаками после драки любят все, но с возрастом эта страсть усиливается. Так что - не спасти ли царя Николая, или Иосифа Сталина, или Петра Великого, или Владимира Красно Солнышко? Ну или не спасти, а занять их место. Или просто научить уму-разуму.
"Я подошёл к зеркалу и посмотрел на себя. Вот это да! Куда делся старый тощий старик с асцитным животом и жёлтыми от цирроза глазами?
Передо мной стоял стройный мускулистый юноша. Глаза его смотрели по-юношески отважно, но при том были мудрыми и умудрёнными опытом. Не удержавшись, я оттянул резинку трусов и заглянул в них. Ого! Да тут, пожалуй, у меня будет масса приключений!"
Попаданец обычно попадает в годное для приключений тело. Нет бы в инвалида или своего ровесника. Нет! В крайнем случае - в младенца, что ничуть героя не смущает - больше времени на подготовку к победам.
Вот он в нашей реальности - старый желчный пенсионер с массой болезней и неприятием окружающего мира. И вот - хлоп - он пионер в тридцатых годах, мастер фехтования при Петре, искусный инженер при Александре Невском (о! хороший ход! строит подлодку из говна и палок, после чего ломает лёд под рыцарями!) И т.д. И т.п.
Беды со стилем остаются те же, что у молодежи, но порой менее заметные. Знания истории, увы, как правило столь же ужасающие.
Да и ладно, всё-таки развлекательная литература...
Но почему, почему всегда столь убог путь главного героя?
Почти всегда герой хочет сделать мир, а точнее Родину, лучше и с этой целью смело правит реальность, ничуть не озабочиваясь парадоксами путешествий во времени. Попутно, конечно, он добивается ништяков для себя.
1. Герой помнит дофига всего и быстро воплощает в реальность танки, автоматы (оружие чаще всего, да) и прочие штучки.
2. Герой круто владеет айкидо, методами психологического давления и ментальным каратэ. Потому быстро шагает по карьерной лестнице и занимает место Повелителя или его главного помощника (это если автор очень уважает Повелителя).
Если герой попадает в собственное юное тело, то непременно трахает самую красивую одноклассницу. Это место автор обычно пишет наиболее ярко, эмоционально и, от волнения, одной рукой.
Если герой попадает в абстрактное тело, то он тоже непременно трахает самую красивую юную деву. Ни разу не встречал ситуации, что ради спасения Родины и успехов в карьере герой женится на некрасивой старой дочери влиятельного человека.
И всё бы ничего. Но увы, в реальности ни один этот путь (убираем заведомые поддавки - герой попал прямо в голову Сталина и меняет страну, будучи во главе её) к успеху не приведёт.
Любого знатока-конструктора просто поставят во главе конструкторского бюро. И будет он для Петра Первого пароходы строить.
Любого карьериста сожрут другие карьеристы.
Все запасы знаний о прошлом по мере нарастания изменений теряют свою ценность.
А ведь есть единственный вариант - я его не встречал. Это "попаданец одного шанса". То есть - человек попал в прошлое. Он кое-что знает, помнит, умеет. Но трезво оценивает свои шансы занять царский трон или пост генсека КПСС. И вот тогда он вычисляет точку бифуркации. Единственный момент в доступной ему истории, когда можно вмешаться - и развитие страны пойдёт другим путём. Лучшим.
Я таких точек могу некоторое количество найти - и я не имею в виду низкопробные методы типа бросить маленького Хрущёва в терновый куст или переехать юного Горбачёва на колхозном грузовике.
А вот интересно, те, кто попаданческую фантастику читает непрерывно, такие романы встречали? Где герой пытается добиться своей цели точечным воздействием, а не распевая песни Высоцкого раньше Высоцкого, строя электромобили или нанося превентивный удар по нацисткой Германии?