СБЕЖАВШИЙ НОС
Уютный холл заведения под названием «У Подольного». Сипит самовар. Прибывшие участники семинара пьют чай с курабье. Иные дымят сигарами. Опоздавшие распихивают по углам дубленки. Секретарь семинара шуршит рукописями. Д.А.Биленкин сосет трубку и смотрит на собрание невозмутимо. Г.И.Гурев поглядывает с мудрой иронией.
Д.А.Биленкин. Ну-с, начнем. Сегодня обсуждается повесть молодого фантаста из Полтавы Николая э-э-э Яновского. Кто первый?
Иван Ласкавый. Можно мне? Не понравилось. Мне кажется, что автор намекает, что кое у кого длинный нос. Пусть даже и беглый. По-моему, это несовременно, учитывая сложность ситуации. Я, конечно, не писатель. Я читатель. Но квалифицированный. И даже очень. А таких мало. Вас вон сколько тут понабилось, а я один. И еще. Автор излишне терпим ко всяким там квартальным и городовым. Гадов надо бить. У меня все.
Эдуард Геворкян. И все же повесть не проста. Есть тут и магический реализм, и карнавальная проза... Жизнь героя парадоксальна и амбивалентна. Прочтешь – и жить не хочется. Сколько кругом сволочей. Но некоторые из них прекрасны.
Борис Руденко. А я повести не понял. Что за жанр? Попытка совместить сказку с критическим реализмом. Там нос разгуливает в мундире, шитом золотом. Не совмещается.
Валерий Генкин. А по-моему это обжигает. Что из того, что нос длинный? Зато ездит аж в Ригу. Конструкция у повести слишком жесткая. Уж очень все выстроено. Вот это гладкое место на лице. Хотелось бы автору пожелать.
Александр Кацура. Мне кажется интересным затронутый в повести вопрос свободы воли. Здесь литература обращается к тому, чем наука занимается многие века. Если человек как часть общества приобретает определенную степень свободы и может вступать с этим обществом в различные, в том числе и конфликтные отношения, то можно ли отказывать в этом носу, который является частью человека? Все это безусловно имеет право на литературно-худжожественное исследование, особенно методами системного анализа. Другое дело – как это выполнено Яновским. Форма, разумеется, оставляет желать лучшего. Автор неумеренно пользуется иноязычными словами. На одной странице я насчитал их десятки: коллежский асессор, майор, фрак, панталоны, плюмаж, дама... Куда лучше звучало бы подъячий, сотник, кафтан, портки, перья, баба.
Виталий Бабенко. По моему убеждению, повесть эта – о трагической судьбе человека, у которого не было детей. Стал бы коллежский асессор Ковалев – или, как верно заметил Саша, – подъячий Ковалев, так печалиться по поводу пропажи носа, будь у него дома пяток горластых и сопливых ребятишек? Думаю, что нет. Повесть мне нравится как раз уровнем поставленных проблем: что лучше – остаться без детей и с носом или наоборот?
Георгий Москвин. В любом объекте литературы можно различать план выражения и план содержания. Третий же план как выражение отношения метафоры к синекдохе представляется мне наиболее размытым, в силу чего можно поставить под сомнение само его существование.
Наталья Лазарева. Когда я начинала читать повесть Коли Яновского, долго не могла понять – верю я ему или не верю. Тема эта, знаете... Возлюбленное мое лицо. Как внимателен к нему герой. Но вот дошла до прыщика на лице майора – и пошла повесть.
Александр Силецкий. Встреча с Н.Яновским дала мне четыре урока. Первый урок – смелости: части тела бегают, как борзые. Второй – масштабности: нос разъезжает по городу и называет себя статским советником. Третий – детальности: семена репы и редиса привозят там из Лондона. Четвертый – бдительности: береги нос с молоду. Таким образом, повесть очень слабая.
Владимир Гопман. Я полагаю, что автор сделал заявку на новую тему, новый жанр, новую форму и новое содержание. Другое дело, как и чем эта заявка подтверждается. Повесть Яновского населена не очень густо, небогата она и эпизодами, но ощущение напряженности остается за счет насыщенности психологических характеристик. Переплетение характеров, искривленные судьбы. Несомненно, автор вскрывает новые пласты.
Г.И.Гурев. Жаль, что здесь не присутствует автор. Я спросил бы его: Коля, а что, собственно, вы хотели сказать, когда писали вашу повесть.
Д.А.Биленкин. Хемингуэй сказал: писать нужно либо о том, о чем не писали, либо о том, о чем писали, но лучше. Писали ли о носе до Яновского? Да. Пример тому – Карлик-нос. А ведь работа начинается с листа, где автор не дрогнувшей рукой выводит: идея! Иде я нахожуся? Повесть талантлива. И провальна. Я читал ее давно, раньше всех. Но запомнилась. Думаю, от автора можно ждать. Но работать и работать!
Виталий Бабенко. Действительно, жаль, что автор не пришел. А то бы оставил запись в нашем талмуде.
Все встают и идут к самовару. Тот сердито кряхтит и пускает пар.
А.КАЦУРА, кандидат технических наук
Рис. Р.Арбитмана