Добавлено: 05 апр 2009, 05:29
Есть, устное предупреждение!
Разрешите встать в строй?
Разрешите встать в строй?
Давно уж понятно, что три книги Бушкова про Антиквара — это один роман. Его части представляют собой три относительно законченных акта, но сквозная интрига, заявленная в самом начале, худо-бедно развивается из книги в книгу, чтобы прийти в последней части к кульминации и развязке. В результате вышел большой, объёмный, изобилующий тайнами и приключениями авантюрный роман, каких уже почти не бывает. С интригой, поворотами, а главное — с героем.
Все эти расхожие благодарности рецензентов автору за то, что тот позволил заглянуть в скрытый от глаз мир торговли антиквариатом, возможно, не многого стоят. Не отнять: Бушков умеет произвести впечатление знатока. Однако в тех эпизодах, где рецензент кое-как ориентируется (касающихся, например, археологии или речных водолазных работ), создаётся впечатление, что автор водит его за нос. Умея избежать прямых ляпов, Бушков просто замалчивает некоторые важные моменты, что не свидетельствует в пользу его компетенции и придаёт происходящему на страницах явственный налёт фантастического. Возможно, столь же литературно условен и изображённый в романе мир полуподпольного бизнеса. Но, честное слово! — на качества романа это ничуть не влияет. Я уверен, что и эксперты, досконально разбирающиеся в проблематике, прочтут книгу с не меньшим удовольствием, чем мы, дилетанты. Ибо всякий профессионал не дурак про себя приврать, и любой клюквенный трэш о своей специальности он проглатывает залпом, радостно пригогатывая.
Главное здесь, повторяю, — герой.
Бушков за свою беллетристическую карьеру создал впечатляющую галерею достойных подражания образов. Лидирует в ней, безусловно, Кирилл Мазур, воплощённый актёром Машковым в известной пародийной комедии, хоть и весьма достойной, но мало имеющей общего с духом литературного оригинала. Тем не менее, авторы фильма уловили и передали главное: каперанг Мазур за несколько посвящённых ему книжек выкристаллизовался у Бушкова в натурального былинного героя, про которого пора уже анекдоты сочинять. Совсем не то живой антиквар Смолин (во второй книге, правда, выясняется, что паспорт у него на фамилию Гринберг, а в третьей они вместе со столь же липовым иудеем адвокатом Гольдманом составят натуральную еврейскую мафию).
Василий Яковлевич Смолин — мужчина, число достоинств которого, по выражению критика Данилкина, стремится к бесконечности. Правда, вместо специальных школ и военных училищ, в которых обучали премудростям жизни ранешних персонажей Бушкова, за плечами Смолина стоят три судимости и две отсидки. Конечно, есть мнение, что для владельца татуировки «один на льдине» он чересчур интеллигентен, а «уркаганские» разговоры, которые Смолин ведёт со своим мажордомом и бывшим сокамерником Глыбой, в передаче Бушкова зачастую смешны, но в рельефной, осязаемой колоритности герою отказать нельзя. Он не владеет профессиональными приёмами рукопашного боя и не сделает, кажется, ни единого выстрела (у него, вообще, как ни странно, нет привычки убивать или калечить людей, даже плохих), однако в острых ситуациях, грозящих смертью, оказывается регулярно. Дело в том, что, в отличие от Кирилла Мазура, представляющего собой микс Крепкого орешка и Терминатора (и Человека-амфибии, да), Василий Смолин — реинкарнация Индианы Джонса. Разумеется, он самоучка, не окончивший университетов, у него нет очков и студентов, его невозможно представить за кафедрой. Хотя он совсем не молод, у него и биография покуда пожиже (пока издатели не поставили персонажа на поток и не произвели тучу приквелов, в которых Антиквар встречается с Хрущёвым и ликвидирует Чернобыльскую катастрофу). Да и вместо кнута он обходится тростью со спрятанным в ней клинком (он фехтует, у Бушкова слабость ко всему мушкетёрскому). Но страсть его жизни — исторические артефакты, и никакая авантюра не заинтересует его без загадки, ведь адреналин у Смолина вырабатывается исключительно в атмосфере тайн.
Хотя третья часть называется «Сокровище антиквара», главное сокровище уже было обретено в конце предыдущей книги. Семь яиц Фаберже для последней императорской пасхи — эта баснословная добыча укрыто в дальнем тайнике и в ближайшее время на свет не появится. Продать её за настоящие миллионы, как здраво объясняет Смолин подруге, с налёта нельзя. В провинции таких покупателей нет, а в столице и, тем более, за границей — своя мафия, кинут, не успеешь глазом моргнуть. (Подобные выкладки, кстати, лучше всего способствуют реалистическому имиджу текста, ведь кто не задумывался, созерцая в кино хэппи-энд кладоискательской эпопеи: и что они теперь с этим делать будут?) Остаётся «броневик с золотом», на который Смолин со своей шайкой начал выходит ещё в первой книге. Но вокруг броневика уже ничего не накрутишь, да и золота там всего двенадцать кило, на четверых подельников это — тьфу! Саквояж с золотишком они поднимут со дна буднично, без шума и пыли. Остаётся главная интрига — нехорошее копошение вокруг шантарских антикваров и особнячка, занятого фехтовальным клубом «Рапира». И вдруг окажется, что под «сокровищем» Антиквара не миллионы и редкие ценности надо понимать, а, как ни пафосно сие звучит, дружбу и честь. Ибо третью часть романа следовало назвать на индийский манер «Месть и закон», и напоминает она более всего не сценарии Лукаса, а детские книжки Владислава Крапивина («Мальчик со шпагой», да, можно было третью часть и «Дядька со шпагой» назвать).
«Сокровище антиквара» рассказывает о том, как Василий Смолин отомстил за смерть своего старшего друга Шевалье и отстоял от нападок рейдеров здание его клуба для трудных подростков. Ну и заодно — спас сообщество шантарских антикваров от позорного подчинения злоумышленной столично-чиновничьей мафии. Сделал он это быстро, точно, красиво и практически в одиночку. Поскольку, хоть и есть за Смолиным спаянная команда-банда подельников-единомышленников, но привлекать их он не счёл возможным и нужным. Ведь хоть и замешаны тут общие интересы, но дело-то, как ни крути, всё же личное.
Трудно сомневаться, что, когда десятилетия спустя будет собираться «золотая» серия русских приключенческих романов, «Антиквар» Александра Бушкова займет в ней своё законное место — рядом с «Охотой на пиранью» и «На то и волки».
Заглядываю иногда на сайт http://m-necropol.narod.ru/" onclick="window.open(this.href);return false;— Он дал мне номер, я позвонил… Подъехал этот самый Грачев-Овчинников…
— Кто-кто? — не удержался Смолин.
— Грачев-Овчинников. Так он назвался. Я же не проверял документов… Что вы так смотрите?
— Всякие совпадения возможны, но… — сказал Смолин, старательнейшим образом погасив улыбку. — Но больше всего это похоже не на совпадение, а на черный юмор. У этих господ определенно присутствует чувство юмора… Видите ли, почти сразу же за Фаберже шли ювелиры Овчинников и Грачев, точнее, братья Грачевы. Да нет, какое там совпадение… Юмор такой.
Да я понимаю, что не в хронологии дело, просто наткнулся сейчас и вспомнил "Грачёва-Овчинникова" . На том сайте эта могила как раз только сегодня появилась. Думаю: нехай люди посмотрят.Бушков писал(а):данила, дело не в том, кто раньше помер, а в том, кто на рынке считается первым, а кто вторым...
Моя самая любимая книга у Сан Саныча, Жаль, что так мало...ELVIG писал(а):Перечитываю "Антиквара", какое наслаждение!